БЕЗУМНЫЙ МАКС. ПОЧЕМУ МИЛЛЕР НЕ ПРОДАЛСЯ ФЕМИНИСТКАМ?

«Безумный Макс. Дорога ярости» по истине эффектный фильм, на который я отправлялась в кинотеатр дважды. Анализировать картину не входило в мои планы до тех пор, пока я не услышала обвинение в ее адрес о пропаганде феминизма. Я долго размышляла над основным посылом фильма и не являясь приверженцем ни радикального феминизма, ни другого полюса женоненавистничества пришла к выводу: в фильме далеко не все так однозначно.

В «Дороге ярости» я не нашла пропаганды феминизма, более того, я думаю Джордж Миллер своим произведением создал предупредительное послание нам всем, особенно мужчинам. Или даже, как часто говорят о талантливых людях, прочувствовал свою эпоху и показал возможный вариант будущего. Итак, о чем, на мой взгляд, повествует фильм и почему Миллер не продался феминисткам.

Во-первых, Джордж Миллер является талантливым режиссёром, и Безумный Макс его детище, которое принесло автору всемирную известность. «Дорога ярости» была в производством аду 20 лет, сложно представить режиссера, пытавшегося воплотить свою идею на экране, преодолевая препятствия в течении такого длительного времени, так легко предавшего себя под гнетом движения феминисток.

Во-вторых, в информации, которую я смогла найти о Миллере и о его жизни, нет указаний на то, что автор прогибался под идеологические течения. Скорее энтузиазм, азарт и самоотверженность в работе. Чего стоит только история о съемках первого Макса.

В-третьих, в одном из интервью Миллер говорил о том, что сюжет последнего Макса рождался у него сам собой, идея развивалась и ему хотелось ее воплотить. Еще в одном интервью, Миллер сказал, что похищение женщин мужчиной у другого мужчины – это совершенно другой сюжет и другая мотивация персонажей, поэтому появилась Фуриоса. И правда, женщина, спасающая женщин от насилия – сопереживает им, мужчина, спасающий женщин от другого мужчины – чаще всего либо влюблен в одну из них, либо хочет ими обладать сам (ну это самые сильные мотивации, которые способны толкнуть на такой шаг). Мужчины, если не указала весь спектр сильных мотиваций, помогите мне в комментариях.

В-четвертых, сценарий писали трое пожилых мужчин. Мне как-то сложно связать их с идеями феминизма.

Итак, переходим непосредственно к фильму. Какое же послание, на мой взгляд, мог передать Миллер и почему уход Макса в конце фильма является трагичной концовкой, а не просто щепоткой драмы.

Если фильм обвиняли в пропаганде феминизма, тогда есть смысл рассмотреть его с точки зрения отношений феминного и маскулинного – мужского и женского: кто прав, кто виноват и к чему пришли.

Изначально мы можем выделить два лагеря – земли Несмертного Джо и земли Тысячи матёрей. Давайте назовём эти два общественных уклада – патриархатом и матриархатом соответственно. Оба этих общественных строя, как мы видим по сюжету, потерпели неудачу.

Патриархат Несмертного Джо

Патриархат Несмертного Джо проявляется через ущемление прав женщин, сексуальное насилие над ними и отношение к ним как матерям, обязанным давать ему наследников или молоко. В связи с этим у женщин формируется отвращение к мужчинам и отторжение собственных детей.

Несмертный Джо выделил наставника для своих наложниц, чтобы они в кавычках «были довольны». Но знание подталкивает к несогласию и революции, что и случилось реально с патриархатом в его жестком проявлении. Женщины восстали и пошатнули власть мужчин.

Воины здесь доблестно сражаются за право занять почетное место в рае для воинов – Вальгалле, но они лишены одобрения своего внутреннего отца и безумно уязвимы, ведь взгляд Несмертного Джо вселяет в них трепет и восторг, а его недовольство – это позор, который для воина страшнее смерти. Воины здесь как незрелые герои, ищущие смерть ради спасения своей неразвившейся души.

Истинный повелитель дает благословение на рост и развитие каждого мужчины, видит зерна таланта и питает их поощрением. Но Несмертному Джо нужна покорность, а не развитость.В итоге в землях Несмертного Джо мы имеем недовольных женщин и неразвитых мужчин.

Матриархат Земли Тысячи Матерей

Матриархат развил бесплодие и отторжение мужского семени. Метафорой этому служит отравленная почва и невозможность взрастить семена деревьев на Землях Тысячи Матерей. К тому же, Фуриоса – дочь одной из правительниц оказалась бесплодной. Женщины здесь вымирают и когда-то плодородные земли племени превратились в болото. Земля отравлена – а именно, зацикленность на одной дуалистической противоположности породила застой, отвержение и подавление мужчин привело к невозможности им доверять и принимать их семя для рождения чего-то нового.

Амазонские установки распространяются на все, от недоверия к мужчинам априори, к тому что ещё в утробе матери мальчика уже можно начинать ненавидеть, но отношение к девочке от того же отца может быть совершенно иным.

Итого мы имеем два мира, которые не являются эффективными в своём мировоззрении.

В своей радикальной критике патриархата некоторые сторонники феминизма заключают, что маскулинность в своем корне и существе насильственна и что связь с «эросом» – с любовью, привязанностью и мягкостью души – исходит исключительно от женской части человеческого уравнения. Не отрицая пользы таких выводов для последовавшего освободительного движения женщин и мужчин от патриархальных стереотипов, мы считаем, что эта точка зрения глубоко ошибочна. По нашему мнению, патриархат не является отражением глубинной и укорененной маскулинности, поскольку по-настоящему глубинная и укорененная маскулинность не насильственна. Патраирхат – отражение незрелой маскулинности. В нем отражается психология мальчика и – частично – теневая (дикая) сторона маскулинности, недоразвитый мужчина, зацикленный на незрелых стадиях.

Патриархат, с нашей точки зрения, это посягательство на маскулинность в ее полноте, так же как и на женственность в ее полноте. Оказавшиеся в структуре и процессах партриархата стремятся доминировать не только над женщинами, но и над мужчинами. Патриархат основан на чувстве страха – мальчишеского страха, страха незрелого мужчины…Мальчики боятся женщин. Но так же они боятся и настоящих мужчин“.

Роберт Мур и Дуглас Жиллетт «Король, воин, маг, любовник»

Вернёмся к главным героям фильма: Максу и Фуриосе. Герои отправляются в путь, в поисках искупления, но в итоге призваны найти решение, находящееся между двух радикальных мировозрений, и построить такую общественную систему, которая бы принесла процветание и плодородие – посадить семена и дать воду людям – взрастить что-то новое на стыке двух противоположных установок и освободить психическую энергию для свободной циркуляции.

Смогли ли они это сделать?

Несмертный Джо украл Фуриосу в возрасте 8 лет. Правитель хотел сделать её своей кобылицей, но девочка оказалась бесплодна, и чтобы отметить ее неполноценность, он отрубил Фуриосе руку (в качестве отбраковки). Левая рука как левая сторона тела в целом олицетворяет женственность, феминную часть. Рука отрублена не полностью, а по локоть, то есть материнская функция не определяет женщину полностью, но является важной ее частью. Поскольку в системе мировозрения патриархата Несмертного Джо материнство – определяет женщину, то Фуриоса перестает быть для него женщиной вообще.

Фуриоса не только была отбракована как неполноценная представительница своего пола, но и впоследствии стала доверенным лицом Несмертного Джо. В фильме звучит, что она множество раз пыталась бежать, но если Несмертный Джо оставил её военачальником и отправил с кучей подчиненных и бензина с водой на сделку, то очевидно, что он ей доверял. Более того, если обратимся к комиксу, прежде она была приставлена охранять жён Несмертного Джо и вначале отстаивала его позицию и порицала их. Это похоже на то, как на заре зарождения феминизма, женщины, борющиеся за права, не были признаны своими подругами, принявшими мужской образ мышления.

Я посмотрела много обзоров на Безумного Макса и все они были с мужской точки зрения. Я никогда не была ярым фанатом феминизма, особенно, сейчас когда он уходит в колоссальный перегиб, но все же отрицать вклад этого течения в положение женщин в обществе – это в корне неверно. Все эти обзоры в большинстве своём объединяет одна позиция – обесценивание желания наложниц избежать дальнейшего сексуального насилия за всякую цену. Приводиться доводы об отсутствии синяков, о том, что они поднимали рождаемость и жили как сыр в масле.

Я часто в комментариях под обзорами вступаю в полемику с мужчинами на счёт женской мотивации и раскрытия женских образов. Неоднократно в ответ я получаю выводы, что изнасилованная или физически пострадавшая женщина – врет, даже если это представлено в сюжете. Ну, например: Гарона (“Вакркрафт”) врет, что все кости ее были сломаны или девочка со «Сплита» нанесла все эти раны себе сама, а не ее насиловал дядя. Меня всегда искренне удивляла такая позиция, но в определенный момент я поняла: мужчине сложно встретиться с чувствами, которые возникнут в ответ на принятие этой реальности. Страх перед феминностью в себе вынуждает бороться с ней подавлением и силой, отрицанием и обесцениванием.

«Поскольку в близких отношениях мужчина часто испытывает регрессию, превращая в мать своего партнера и бессознательно требуя, чтобы она была для него «хорошей грудью», он боится и подавляет женщину словно, установив над ней контроль, он сможет совладать со своим подспудным страхом. Грустная история отношения мужчин к женщинам служит убедительным тому доказательством. Человек стремится подавить то, чего он боится».

«В глубине своей испуганной души мужчина знает то, что уже давным-давно уяснили для себя греки: в конечном счете Арес (бог войны) никогда не согласиться с Афродитой (богиня любви). Но мужчина будет бороться за свою власть ибо, к сожалению, он так до сих пор и не понял, что быть мужчиной – значит ощущать спокойствие в отношениях с внутренней феминностью».

Джеймс Холлис «Под тенью Сатурна»

Эта мужская уязвимость и чувствительность – то, что каждый мужчина прячет глубоко у себя в душе и боится показать миру. Когда я не хочу сопереживать, я тоже раздраженно обесцениваю жертву – это значит скорее всего у меня сейчас нет ресурса на это. Мужчины ж не поддержанные своим отцом в принятии своей феминной чувственной части в современном мире разрываются между двумя образами – подкаблучник и тиран. Они оба зависимы от внутренней женственности – первый абсолютно поддаваясь ей, второй всячески подавляя и отрицая.

Макс – это отличный пример мужчины, который может сопереживать женщине, при этом сохраняя свою мужественность и стойкость. Но как мы видим, с ним не все в порядке. Он тоже пытается заглушить свою чувствительность, прогоняя образы прошлого, закрываясь от них и то и дело скатываясь в сторону тирана – грубо подавить, никому не сопереживать, никакого милосердия. Предполагаю, что эти чувства для мужчины слишком сильны, чтобы стойко их переносить. Да и в обществе можно прослыть слабаком, поскольку оно не поощряет подобную мужскую «слабость». Ну этому должен научиться сам инициированный мужчина. Безумный Макс, на мой взгляд, олицетворяет состояние современного мужчины, который застрял в невозможности закончить свой процесс интеграции. Отрекшийся от тирании, не принимая позицию сдавшегося, он своими силами борется за собственный процесс развития, но пока внутренний баланс не достигнут.

Фуриоса же вместе с наложницами и остатками племени тысячи матёрей олицетворяет разодранность и непоследовательность современной женщины. Она так же как и Макс ищет себя и жаждет обрести целостность, но ее целостность состоит в принятии своей женственности, принятии материнского в себе и принятии мужчин, но пока мы имеем только боль, ненависть и бесплодие.

Макс и Фуриоса отлично понимают друг друга, что и помогает им двигаться вперёд. Маскулинная женщина – отличный мостик для мужчины в понимании женщин, чувствующий мужчина – отличный мостик для женщины в понимании мужчин.

Что же мы имеем в конце?

Если проследить путь героев, то каждый из них вернулся в свой мир – Фуриоса в цитадель, Макс обратно в пустыню, все логично. Но, на мой взгляд, это самая большая ошибка современных мужчин.

Они оставляют женщину править и загадочно уходят вдаль. У Фуриосы нет правого глаза и левой руки. И если свою неполноценную материнскую феминность она компенсирует бывшими наложницами, которые могут зачать и родить. То свой правый глаз – символ активного солнечного мужского начала, символ будущего – ей нечем компенсировать, будущее закрыто. А Макс затерялся в толпе. Пока мы имеем такую практику, с женщинами в цитаделях власти остаются только подкаблучники и тираны, а потенциально инициированные мужчины уходят в тень.

Сегодня многие мужчины перестали искать свой путь в жизни. Общество по-прежнему зависит от того, примут ли они этот вызов, ибо ни одно общество не может процветать, если в нем нет зрелых мужчин“.

Джеймс Холлис “Под тенью Сатурна”

Но поскольку женщины у нас только поднимаются на трон, тлеет надежда, что современные максы еще успеют одуматься и вернуться.

Благодарю за внимание! Всем удачи в самопознании!

Посмотреть видеоразбор “Безумный Макс. Психологический обзор/Почему Миллер не продался феминисткам?