Времена Фрейда называли веком истерии, пуританская нравственность преграждала путь сексуальной и творческой энергии, которые выходили иным, более нездоровым образом. Наш век же называют нарциссическим. Стремление к успеху и ценность успеха становится сверх идеей, которая изрядно подогревается рекламными компаниями и помогает наживаться некоторым тренерам по личностному росту из разряда «как стать богатым», «как заработать первый миллион» и так далее. В перенаселённости нашего мира очень страшно потеряться, и тогда успех и нарциссическое стремление к уникальности помогут обрести смысл своего существования, помогут выделиться среди миллиардов других, таких же как я. Но стремление к успеху, мне кажется, порождает иное расстройство, которым заболевает наше общество. Я замечаю, что мир превращается с нарциссического в маниакально-депрессивный, биполярный мир. Чтобы достичь успешного успеха молодые люди из кожи вон лезут в конкурентной борьбе, и личная эффективность становится основным ключом к достижениям. Чем больше и усерднее ты работаешь, тем больше ты выиграешь в этом соревновании, тем больше лайков/ денег/ просмотров или славы получишь. Но ресурсы нашего организма, увы, не безграничны и требуют восстановления. Достаточно часто у меня на терапии сидят клиенты, которые не умеют отдыхать. Не знают как это. Как в той шутке:
– Что ты делаешь в свое свободное время?
– Какое-какое время?
Невозможность отдохнуть приводит к истощению, и подавленность является нормальной реакцией организма на такой ритм. Стадия своеобразной деятельной мании сменяется стадией угнетенности и депрессии. В таком ритме жизни в стремлении к успеху мы точно не становимся уникальными.
Современные популярные соц.сети только подтверждают маниакальность общества, ведь новостная лента в нашем аккаунте выглядит как череда оборванных цитат, мелькание фотографий или коротких видео. Популярный сейчас Тик Ток изобилует короткими скетчами или отрывками полноценных видео. И хорошо если за минуту удастся сказать законченную мысль, но очень часто это сложно сделать. Да и само устройство соц.сетей требует постоянной включенности, контент нужно выдавать с настойчивой периодичностью, мелькать в ленте, продуцировать посты, штамповать как товары на фабрике. Каждый день, утром и вечером, постоянно. И совершенно естественно, что для этой работы нанимаются контент-менеджеры: работу мы способны выполнять каждый день, но творить с такой же постоянной периодичностью и быть в ресурсе все время нереально. Это истощает. Маниакальная стадия заменяется депрессией.
Я всегда встречаю затруднение в том, чтобы быстро выпустить обзор на новый популярный фильм, и не потому что я не могу это сделать, а потому что, мне кажется, я не смогу увидеть что-то важное и глубокое второпях:
«Существует известное алхимическое изречение, которое очень любил цитировать Юнг: «Вся поспешность – от Дьявола». Поразительно, что сам Дьявол легко поддается этой установке поспешности. Он тороплив в силу самой своей природы, и потому любая поспешность исходит от Дьявола. Если мы торопимся, значит находимся во власти Дьявола; если у нас торопливое настроение, мы говорим: «Все нужно решить сегодня», «Сегодня вечером я должен отправить письмо», «Я должна поехать на такси, поэтому нужно его вызвать, а то завтра утром будет уже поздно» и так далее. Если вам позвонят и вы услышите нечто подобное, то знайте, кто за этим стоит. Юнг обладал поразительной способностью оставлять такие документы на своем письменном столе; нельзя даже сказать, что он откладывал их сознательно, а просто оставлял на столе. Дьявол – это воплощение поспешности».
Мария – Луиза фон Франц «Феномены тени и зла в волшебных сказках»
Но не подумайте, что я читаю нравоучения, мне тоже свойственно это своеобразное биполярное поведение. И я понимаю, что происходит, когда эйфория деятельности и эффективности сменяется полным торможением психики, – отвратительное чувство. Что можно делать в терапии в таком случае, так это уменьшать эмоциональный разрыв между двумя этими состояниями и таким образом улучшить общее самочувствие. Но при этом появляется возможность сформировать эту собственную уникальность, отказавшись от нарциссический маниакальности в погоне за призраком собственного смысла.