БОЕВИКИ И МЕЛОДРАМЫ. В ЧЕМ СХОДСТВО?

В чем похожи боевики и мелодрамы? Представляете, сходство таки есть, оно зеркально симметричное.

Я совершенно недавно открыла для себя простую истину: мелодрамы сделаны специально для женщин, а боевики – специально для мужчин. И когда я это говорю, я представляю как вы энергично крутить у виска, указывая на уровень моего психологического анализа. Но не спешите списывать меня со счетов. Сюжет, персонажи и их поведение в этих фильмах невольно заточены под определенный тип зрителя и я убеждена, что этот тип имеет гендерную основу.

Маскулинное отвечает за достижения, границы, структуру и прогресс, в то время как феминное заточено под отношения, любовь, гибкость и принятие.

Грубость интерпретации в этом случае мне нужна, что пояснить свою основную мысль.

В боевиках чаще всего жена и дети выступают некоторым фоном, в котором герой разворачивает свои основные стремления и деятельность. Торжество мужественности с перестрелками, борьбой за справедливость, завоеванием мира и прочее. Семья – это либо поддержка, либо причина мотивации (как месть после утраты семьи). Но всегда фон. Жена зачастую в боевиках – это идеальный образ женщины (говорила об этом в ролике Джентльмены). Она не пилит, не пристает с расспросами, часто принимающая, понимающая, поддерживающая, удобная – идеальная женщина для мужчины. Но кто она без мужчины – неизвестно, есть ли у нее жизнь или нет – сюжету это не интересно. Это некая трансляция мужской анимы на пути инициации героя. Она помощник или проводник, но не личность и не отдельный человек.

В мелодрамах мы видим противоположный процесс: мужчина рядом с женщиной чаще всего нереален, противоречив и заточен специально под отношения. Он сильный, мужественный, но при этом очень нежный и чувственный, он говорит, чтоб его оставили в покое, но сам же достает вниманием, он говорит, что не романтик, но при этом устраивает романтические свидания. Я это называю “шизофренией персонажа”, он нереален, не живой, фентезийный. Но для этого тоже есть своя причина, о ней я уже упоминала в ролике “Токсичные мужчины в кино”. Эти мужчины из мелодрам удовлетворяют женские фантазии и потребности, они попадают в образ женского мечтания о мужчинах, женский анимус, который такой же многоликий и противоречивый. Именно этими образами захвачена женская психика в поиске себе партнёра, именно эти образы морочат голову женщине, когда она сталкивается с реальностью мужского поведения. Именно они виноваты в разочаровании, которое последует за этой встречей.

Впрочем как и образы женщин из боевиков приносят неудовольствие мужчинам при встрече с реальной женщиной.

У Барбары Ханны, в анализе романа “Гордость и предубеждение” Джейн Остин есть отличный отрывок, который я хочу процитировать.  Он здесь очень уместен.

“Джейн Остин причинила огромный вред моему поколению, а возможно, что и последующим, распространив идею, что принцип Эроса является вотчиной мужчины, и мы можем смело возложить на них ответственность за эту сферу. Принцип Эроса не принадлежит мужчинам, они изначально слепы в отношении этого вопроса; задача женщин состоит в том, чтобы помочь им в этой сфере. [Джейн Остин] была в состоянии увидеть, как устроены отношения, и, по моему мнению, её фантазии причинили значительный вред пониманию этой темы. Мужчины здесь похожи на мужчин, которыми движет принцип Эроса, а не Логоса.”

Барбара Ханна “Анимус”

В мелодрамах мужчины движутся любовью, а в боевиках женщины подчиняются полностью и целиком принципу Логоса, чтобы удовлетворять потребности зрителя, соответствующего категории жанра. И все бы ничего, если бы мы не несли подобные образы в жизнь,  сравнивая их с живыми людьми и сильно разочаровываясь в отношениях.

Посмотреть видео “Боевики и мелодрамы. В чем сходство?”