БРАЧНАЯ ИСТОРИЯ. ПОЧЕМУ РАЗВОД? ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Авторы статьи:

И внутри тебе станет легко,

Psycho Rein

Фильм «Брачная история» произвел на меня впечатление и я бы рекомендовала его посмотреть всем, кто хочет по-настоящему прикоснуться к теме любви и взаимоотношений.

В этой статье вас будет ждать сюрприз, ведь у вас появиться уникальная возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон. В этом мне поможет Илья, основатель канала Псайхо Рейн.

Суть проблемы в отношениях. Николь.

Итак, фильм начинается с зачитывания списка положительных черт каждого из супругов. В этом списке героини мы видим основной перенос Николь на Чарли, который сначала помог ей влюбиться, а потом способствовал разводу, а именно:  упорство Чарли в достижении целей и знание, чего он хочет, его четкость и структурированность. Цитата: «Он очень организованный, вдумчивый, всегда точно знает, чего хочет».  Проецируя на Чарли эти черты, Николь делегирует на него принятие решений и целеустремленность. В следствии чего она задвигает свои желания и потребности, или предъявляет их неуверенно, что в итоге приводит к прогибанию под желания Чарли.

«Цитата: я въехала в дом, в котором уже все было готово».

В конечном счете, она склеилась с ним настолько, что утратила сексуальное желание, которое как мы знаем основывается на напряжении от разностей.

Суть проблемы в отношениях. Чарли.

В начале фильма режиссёр Чарли рассказывает нам о той отсутствующей части в себе, которую заполнила Николь своим артистическим существованием, вдвоём они временно образовали иллюзию целостной структуры межличностных отношений.

Со стороны Чарли есть два случившихся важных жизненных момента, которые влияют на его психику, а след-но и на отношения, разрушают его искреннюю связь с женой.
Первое – это его уверенность в упущенной ступени самореализации из-за встречи с Николь, сопутствующей связи между одним событием и другим, и воспоминанием об этом в негативном окрасе. И если происходит ссора любого масштаба, с человеком с которым связан этот негатив, то логично, что давлеющие переживания всплывают в виде агрессивных эмоций. У большинства людей такая искажённая уверенность в том, что их путь должен быть предельно похожим на другие, на пути великих людей, часто разбивается о суровую реальность, порождая множество неврозов, особенно у такого “режиссёрского”, контролирующего психотипа.

Второе – это его измена, и совершенно неважно в какой период она сделана. О ней ваш партнёр может напоминать вам постоянно и бесконечно, т.к. чтобы восстановить чаши весов справедливости и свой душевный покой, требуется такой же, равноценный поступок, а если на него партнёр не решается, то будет достигать этого другими действиями, пока не посчитает, что справедливость восторжествовала. И даже если, партнёр каким-то образом смирился с этим фактом и всё стало хорошо, тогда ваши моральные устои будут давать знать о них и портить ваше общее состояние.

Исходя из этих двух пунктов, с рациональной точки зрения, процесс развода для Чарли вполне предсказуемое событие. Единственной проблемой остаётся совершить благоприятное, без тянущего на дно камня, отсоединение.

Ситуация у психолога

Николь.

Николь отказывается зачитать список, у нее включается сопротивление. Задача психолога в этот момент не утратить с ней контакт, то есть пойти за сопротивлением.

«Почему вы не хотите зачитать список? Вы не чувствуете себя в безопасности или причина в другом? В чем именно?»

Но психолог идет по пути продавливания, настаивания, то есть невольно напоминает ей то, что она проживала в отношениях с Чарли, где ее желания задвигались. Психолог  в ее представлении становиться на сторону Чарли (пол психолога тоже мог сыграть свою роль) , поэтому о терапии и самораскрытии у Николь уже не может быть и речи, она делает закономерную вещь – защищается и уходит из контакта.

Чарли

У психолога, Чарли ответственно подходит к заданию. Идёт на компромисс, вызываясь первым прочитать свой список. По нему видно, что он хочет быстро урегулировать образовавшиеся барьеры, не воспринимает ситуацию критично и соответственно, ждёт такой же реакции от Николь. Возможно, чувствует мужское расположение и понимание от психолога.

Ситуация в баре

Николь

Разрыв дается Николь непросто, она избегает взгляда Чарли. Посмотреть на него, значит встретиться с очень сложными переживаниями, встретиться с ним, со своими фрустрированными надеждами и осознанием предстоящего разрыва. Вполне вероятно, что не смотрит она на него и не идет на контакт именно потому, что многочисленные ее попытки быть понятой разбивались о непонимание Чарли (цитата: «я год пыталась работать над отношениями»). И тогда попытки посмотреть на него, открыться и поделиться своими переживаниями – опять же приведут к фрустрации непонимания. Сюда же добавляется небезосновательная ревность и подозрения об измене.

Чарли

В баре, Чарли ищет взгляд Николь, хочет получить от неё тёплый, лёгкий, одобрительный взгляд, который подтвердит ему, что происходящий процесс расставания не столь серьёзен, как он подозревает. Но совершённая в жизни ошибка, т.е. измена, находит его и напоминает о себе в самый неподходящий момент. Очевидно, что эта ошибка его гнетёт и негативно на него влияет, настолько сильно, насколько консервативна мировоззрением его личность. Хотя, возможно это проявление хаоса, эта измена над всепронизывающим порядком в психике Чарли, позволила ещё достаточно долгое время протянуть отношения, как ни в чём не бывало. Выступила некоей разрядкой для сознания, совершённая на всплеске инстинкта. Конечно, очевидно, что это одна из его главных ошибок в союзе с Николь.

Ситуация дома

Николь запрашивает у Чарли мнение о ее новом сериале. На самом деле она запрашивает поддержку, о чем и поделилась в кабинете адвоката позднее. Она хочет его признания, что все делает правильно. Но на самом деле опять же здесь играет ее проекция, она не видит Чарли, она видит родителя, от которого ей нужно отделиться, но при этом просит поддержки на это отделение. Ей нравится сериал, в котором она хочет сниматься, ей нравится Лос Анжелес, но она все еще не доверяет себе и хочет хоть в последний раз попробовать получить поддержку от Чарли на это взросление. Но не получает.

У матери дома

Мы видим, что мать Николь очень любит порядок, и этим порядком и заботой  она «душила» дочь, как Николь сама об это упоминает. Николь с отцовского дома в 19 лет прыгнула в отношения и уже собиралась замуж. Цитата: «Я была счастлива и мертва». Опять же она теряет часть себя, которая должна принимать решения, часть, которая знает чего хочет и отстаивает это. Она не пережила сепарацию, отделение от своей всегда знающей что правильно и что нужно матери, и теперь этот замкнутый круг Николь переносит на отношения с мужчинами: влипает в слишком контролирующего другого, а потом пытается прожить эту сепарацию вновь и вновь. Но для этого, нужно присвоить себе свою зрелость и агрессию. С Чарли повторяется та же история, она опять проецирует на него свою возможность принимать решения и со времнем вновь не чувствует себя счастливой.

Обращение к адвокату

Николь изначально была настроена решать вопрос развода напрямую, так как хотел Чарли. Но в отличие от рационального и взвешенного Чарли – Николь эмоциональна и податлива. Для того, чтобы ей встать на ноги и отделиться от Чарли. Она неосознанно берет в союзники человека, который поможет ей отстоять свои желания и отлепиться от Чарли, ей нужна поддержка, феминистически настроеного адвоката, независимой и сильной женщины.

В кабинете Норы Николь озвучивает основную по ее мнению проблему их взаимоотношений:

«Если бы он обнял и сказал я так рад за тебя, что у тебя есть что-то свое. То возможно, мы бы не разводились».

Ее желание отделиться, и его невозможность уступить и понять это.

Вручение документа

Чарли

Когда Чарли приходит в дом мамы Николь, он настроен позитивно, создаёт вид “ничего серьёзного не происходит”, поэтому так неловко выглядит вручение ему документов о разводе. Он искренне хочет думать, что всё пройдёт гладко, наладится между ними двумя и также искренне не понимает жёсткое стремление Николь закрутить весь этот напряжённый балаган. Чарли идёт ложится спать в свободную комнату и слышит внезапное, “где заночуешь?” Посмотрите, как он специально забывает взять документы о разводе, по его следующей реакции мы видим, что он определённо знает зачем его окликнула Николь. На его лице мы видим что-то вроде: “Неужели правда?” Он будто думал, хоть бы она забыла, хоть бы не напомнила.

Чарли у первого адвоката

У первого адвоката, он произносит такие ключевые слова, показывая ими своё отношение к ситуации: справедливость, дружелюбность, ничего плохого. Но сталкивается с адвокатской реальностью, где необходимо за большие деньги, любыми способами, отбрасывая все эти слова уничтожить оппонента и не важно в каком вы находитесь отношении. Конечно Чарли это не устраивает, т.к. он ещё не понимает настроя Николь и всё ещё надеется держать под контролем, как себя так и ситуацию.

Николь узнала об измене

Николь

Взломав аккаунт Чарли, Николь узнает об измене и начинает психологически пинать Чарли, мстить ему – обойдя 11 офисов адвокатов, не давая ему увезти ребенка или флиртуя с коллегой по съемочной площадке. Примечательно, как она мстит Чарли со своим коллегой в машине, ведь она запрашивает от него внешние ласки без полноценного полового акта. Здесь прослеживается отношение женщины к сексу, то что для мужчины может ничего не значить, как в случае Чарли, который изменил и не собирался продолжать отношения,  для женщины то же самое обладает большей важностью. Ведь эти отношения она не планировала продолжать, поэтому и не переспала с ним полноценно.

Чарли

Измена вновь напоминает о себе и даже говорит ему, что он мучается. И правда, в этот момент на него начинает давлеть очень много факторов, о которых мы поговорим далее. Заметьте, что он не может грубо сказать ей, нет, всё кончено измена, я тебя отправляю на покой. Он пытается и её держать у себя под носом, думая, что справится и с её контролем, в этом и выражается его режиссёрский психотип. Также, это подтверждает то, что в нём, как находились, так и находятся связи отталкивающие его от Николь, негативные, связанные с ней образы, создающие преграды в их общей жизни.

Чарли ищет адвокатов

На этом этапе, когда проходит ровно половина фильма, когда Чарли получает множество отказов в конструктивной коммуникации, когда накапливается достаточно мелких обид откладываемых в предыдущих неприятных для Чарли ситуациях, он резко принимает решение отвергать любые попытки сближения уже от Николь, о чём я расскажу в следующих пунктах, его семейный порядок уже тлеет под поступью Николь.

Чарли у добренького адвоката

Истинные намерения Чарли отражает богатый опытом адвокат на пенсии, который берёт во внимание человеческие чувства обеих сторон. Чарли даже произносит, “да это то чего я хочу”, присутствия уважения друг к другу.

Ситуация в пентхаусе

Николь отомстила и остыла. Мало того, она чувствовала неловкость при обсуждении адвокатов, ей сложно было выдерживать то, как адвокат отстаивала ее интересы (бегающий взгляд, посматривание на Чарли).

Чарли

Обратите внимание, как при разговоре двух адвокатов уже Чарли отстраняется от взглядов Николь, показывает своим видом, что она перегнула палку и должна вести себя иначе, показывает, как ему неприятно присутствовать с тем, кто невежлив и несправедлив, начинает играть в запущенную Николь игру. Вступив в игру он попадает не в свою тарелку, не способен сконцентрировать внимание на других вещах, вроде заказа еды.

Диалог Чарли с адвокатом

Накопленные эмоции уже требуют выхода в разговоре с адвокатом пенсионером. Мужская природа требует выигрыша в начатой игре, требует действия, а спокойный пенсионер рассказывает анекдоты. По Чарли видно, что он окончательно отчаивается в своём конструктивном, компромиссном направлении.

Конец первой части

Видео “Брачная история. Психологический разбор. Часть 1”

__________________________________________________________________________

Выключился свет/стрижка

Николь

Берт Хеллингер говорил, что в паре должен быть налажен обмен брать-давать. Если я даю тебе что-то хорошее, то ты даешь мне в ответ тоже что-то хорошее, но чуть больше. Обмен в плохом же должен идти на убыль, если я сделаю что-то плохое, то ты даешь мне что-то плохое, но немножечко меньше. Так отношения живут. Но когда нам дать уже нечего и нечего взять, тогда отношения заканчиваются. После мести и обмена в плохом, Николь начинает обмен в хорошем, поскольку ситуация развода в ее представлении завершается. Она расслабляется, но несогласие Чарли оставить спящего ребенка и резкое символически разделяющее их закрытие ворот вызывают беспокойство.

Чарли

Придя починить освещение, Чарли остаётся также ко всему холодным, процесс совершения их домашней традиции в виде стрижки волос не растопляет его. Предложение Николь о том, чтобы оставить у неё сына из-за того, что он заснул, отвергается, хотя ранее он бы сделал, присущий ему спокойному, компромисс.
Сцена закрытия врат, как знак того, что Чарли больше не нуждается в доверительно – тёплом взгляде Николь. Мимолётно по глазам видно, что он показывает взгляд усталости, а она пытается найти его забытую отзывчивость.

Суд

Николь

Пока адвокатом Чарли был добрый дядя, Николь не понимала, что чувствует Чарли, но похоже этот этап ей важно было пройти, чтобы прийти к самостоятельному решению обойтись без адвокатов. Мало того, с помощью своего адвоката Николь выражала накопленную злость и ее устами пыталась защититься от Чарли, от влипания в его личность, от растворения в нем и в его решениях. Но адвокаты отлично показали теневую сторону их отношений, адвокат Чарли вернул Николь ее несовершенство и несправедливость, которую она творила по отношению к Чарли. Ей было неприятно это увидеть.

Чарли.

В суд, Чарли приходит серьёзным, уверенным и готовым бороться за сына и свою мужское достоинство. Всё, что говорит его адвокат он утвердил до судебного процесса, он проговорил это ему, но по сути не сказал ни себе ни Николь, не освободился от чувств провоцируемыми этими словами. Тоже самое, как смотреть на тех кто завтракает, а самому стоять в стороне. Во время судебного процесса он становиться мразью, отчего на его лице и положениям частей тела, мы видим мысли от “Получила что хотела ” “Ну и как тебе?” до стыда от вырванных из контекста ситуаций.

Ключевой диалог

Николь инициировала диалог, поскольку почувствовала, что они переходят черту, за что получила укол от Чарли, что он этого и добивался. Здесь мы можем видеть, что родительский перенос на Чарли у Николь не был безосновательным, поскольку он подобным заявлением показал, что воспитывал ее. Для Николь важно переехать в Лос Анжелес, потому что этот город символичен для нее. Здесь она была звездой, сюда ее тянуло все эти года жизни в Нью Йорке, похоже это символ ее желаний, ее истинных потребностей и утраченных возможностей, которые она хочет наверстать. Непонимание Чарли в этом важном для Николь вопросе она воспринимает как обесценивание ее желаний, ее стремлений и ее счастья. Цитата: «есть только твои желания и вынужденные». Николь смогла выразить свою злость напрямую, уже не пряча взгляд и не рыдая в подушку, как в начале фильма, и не скрываясь за спиной своего адвоката.

Николь проецирует на сына свои страхи, что Чарли будет поступать с ним так же, как и с ней: не давать возможности проявить свои желания. Но Чарли заставляет ее сомневаться не только в своих желаниях, но и в том, что на самом деле хочет Генри («он говорит то, что ты хочешь услышать»).

Его интерпетация поведения Николь, оценки, суждения и указывание на деградацию причиняют ей боль, она по прежнему остается неуслышанной, по ее ощущениям достучаться до Чарли просто невозможно, ведь за его рациональностью она видит подтверждение правильности его желаний, и неправильности ее желаний. «ты сросся со своим эгоизмом, ты даже не воспринимаешь его как эгоизм». Если Чарли не видит рационального зерна в ее желании, значит оно не подходит, и Николь тяжело донести до Чарли идею, что на уровне ощущений для нее это желание правильное и для нее этого достаточно.

Они оба переживают кризис 30, кризис самоопределения, упущенных возможностей и тогда развод – это отличный повод обвинить партнера в том, что они упустили. В сериале Рик и Морти был момент, когда Джерри и Бет увидели параллельную реальность, где они успешны врозь. В этой же реальности , Джерри очень жалеет о школьной любви и готов бросить карьеру киноактера ради Бет. Такой пример отлично показывает, что мы склонны все время жалеть об упущенных возможностях, но смысл в том, что свобода выбора предполагает ответственность за выбор, осознанный подход, где я понимаю ,что не могу выбрать все пути и чем-то все равно нужно жертвовать. От этого свобода выбора так болезненна.

Хотя Николь и не была услышана Чарли, ведь в этой ссоре они выражали ключевые конфликты их брака, в которых они не нашли решения, но все же выразив это – она смогла по-настоящему с ним встретиться и отпустить плохое, освободив место хорошему. Более того, когда женщина видит истинные эмоции мужчины, эмоции, которые он не прячет за логическими, рациональными размышлениями или родительской позицией поучения, она смягчается, она может видеть его настоящего, он вроде переходит на понятный для нее уровень чувствования. В таком случае она может понять его боль и простить злость.

Чарли.

В набравшей популярность сцене обратите внимание на одежду Чарли, строгий чёрный и нейтральный белый перетекли в багрово-красный цвет, что уже сообщает нам о настрое на серьёзный конфликт. В этот момент на него давлеют все прошлые негативные обстоятельства, измена, упущенная самореализация, так и нынешний хаос происходящего.
Именно в этом отрезке фильма мы можем видеть искренние чувства обоих сторон, а в особенности Чарли, т.к. обычно мы проводим свободные мысли через сито разума, стараясь быть вежливыми, порядочными, контролируя социальные отношения, но когда разум начинает блокировать огромное количество того, что должно в тот же момент выйти, тогда происходит прорыв дамбы. В эмоциональном разговоре, Чарли, не понимая причины всей этой затеи в разводе, говорит что она всё придумала, что ей так хочется слышать, что она создала иллюзию жизненных изменений. Далее он сравнивает её со своим отцом, с её матерью взяв от них всё нелюбимое и доставляющее неудобства. Возможно, его отец был намного развязней, поэтому Чарли так сильно придерживается режиссёрского порядка, пытается быть не похожим на него. Все эти искренние слова, лишь последствия его сегодняшних переживаний, вспомните, как он же, в начале, с легкостью описывает положительные пункты Николь. “Ты скатилась и живёшь, как до нашего знакомства” из этих слов можно понять, что он привнёс в её жизнь самодостаточность от родителя и новый уровень существа, но по сути стал обновлённой родительской ролью. Также его серьёзно задевает тот факт, что Николь, начав всю эту суматоху первой, без предупреждений, без оглашения плана, подрезая его на всей дороге, которую он пытается понять она официально побеждает, унижая всю его контролирующую мужскую личность.
Степень боли, которую испытывает Чарли, мы видим по последним сказанным словам о надежде на смерть Николь. Чарли впадает в ярость, т.к. он испытывает унижение, заглушение в нём личных целей, потерю жизненных ориентиров. А за яростью скрывается отчаяние, беспомощность, которая заставляет его плакать.

Социальный работник у Чарли дома

Боль, которая переполняет Чарли, не получается скрыть и от сторонних глаз. Перед специалистом по наблюдению за бытом семьи Чарли пытается показать все свои хорошие стороны, но организм неосознанно наносит себе рану вдоль руки и создаётся кровопускание, такой процесс ещё больше снижает давление накопленное под воздействием обстоятельств. Он капает этой болью на пол, замазывает дверь и это происходит в комнате, где раннее был выплеск ярости отчаяния, показывая этим необходимость отдыха от контроля и порядка.

Образ матери, анкетирование Николь

Николь достаточно открытый человек и правдивый. Она искренне рассказывает о себе как о матери, ничего не приукрашая и не умалчивая. И наблюдая за ее поведением с сыном на протяжении фильма, мы видим, что она хорошая мать, неидеальная, но хорошая. При этом, у нее, как и у каждой матери, есть свои комплексы по поводу того, насколько она хороша, как родительница. Она даже шутит об этом, что ей вообще не доверят опеку. Это переживание свойственно женщинам, особенно с тем идеалистическим образом, который нам рисует общество. Женщина видеться архетипической матерью, мы все жаждем иметь эту архетипическую мать, мы все на нее ровняемся, становясь матерями. Но вся соль в том, что земная мать – не божество. Она всего лишь человек, но этот груз идеала приходиться тащить женщинам и демонстрировать, что они не сердятся на детей, что они на них никогда не кричат и всегда прибывают в конструктиве. К этому грузу добавляется еще один, большое желание не быть похожей на собственную мать, ведь будучи ребенком Николь знала все промахи ее родительницы и в ее сознании они выглядят ужасно, сходство с матерью воспринимается как что-то неприемлимое, материнские черты в себе осознаются как негативные (я слишком заботливая – негативная черта). К слову, очень многие женщины проходят этот этап отторжения сходства с собственной матерью.

Подписали развод

Николь во время подписания развода не хотела побеждать, ее основной процесс отделения завершился с этим подписанием, для нее изначально не было важно в чем-то победить Чарли, в отличие от него, не умеющего проигрывать. Для нее важно было отстоять свое желание, сделать его значимым, чтобы он признал это желание. Весь бракоразводный процесс Николь – это удавшаяся попытка отвоевать себя и отделиться, придать вес своей личности и своим желаниям.

Песня Чарли

После слитого напряжения, по Чарли видно, что он стал более разговорчив, стал делиться происходящим с товарищами, а также один из самых главных признаков расслабленности, умиротворения с собой – это пение песни, когда душа и тело вошли обратно в привычную, гармоничную колею жизни.

Конечная сцена 

Николь.

Новый парень Николь кажется моложе нее и нам показывают его инфантильным, играет в стрелялки с сыном и говорит, что Николь скоро придет с работы. Похоже на то, как будто сын ждет маму. Очевидно, для Николь важно было завести отношения, в которых она будет главной, закрепить это в характере. Хотя мне кажется эти отношения – это всего лишь этап ее становления, не более.

Николь узнает, что Чарли будет какое-то время жить в Лос Анжелесе, и рада этому. Она вроде попадает в то состояние, когда наконец он уступил ей в чем-то, понял ее желание, понял ее. При этом она делиться тем, что смогла понять его страсть к режиссуре, когда сама стала режиссировать. Список Николь был зачитан только в конце, и это символично. Очистившись от всего накопленного негатива, можно пустить в сердце любовь. И присвоив ту часть себя, которую Николь проецировала на Чарли, (символически тоже стала режиссером) – Николь смогла увидеть Чарли отдельным человеком, которого она любила и похоже любит до сих пор.

Эстер Перель говорит, что после измены отношения должны быть завершены, и человек начинает новые отношения, возможно даже с тем же партнером.

Конечная сцена – это, на мой взгляд, надежда на возобновление отношений, или намек на такую возможность, Николь уступила Чарли – позволила забрать ребенка и проявила заботу, зашнуровывая шнурки. Хотя для создание новых отношений с Чарли нужна осознанность и большое мужество. Но как по мне, это и есть искусство настоящей любви.

Чарли.

Пережив процессы ярости, боли, гнева, отчаяния, смятения и неприятной усталости, часто выходя из под привычного режиссёрского уклада. Вскрыв обиды, расставив по местам свои ошибки Чарли приступает к чтению списка его положительных качеств. Во время чтения внутри него проносятся уже потерянные надежды, безвозвратно ушедшие общие цели, мечты, в этот момент он их полностью отпускает, как отпускает и любовь к очень хорошо знакомому человеку.
Если ваш брак основан на бессознательных процессах, инстинктах, или потому что так надо, если вы подошли к вопросу без подготовки и на авось, то велика вероятность, что и ваш союз трещит по швам, вытягивая ваши последние силы. Иногда, благоприятный развод и сохранение дружеских отношений, самый лучший вариант развития событий.

Видео “Брачная история. Психологический разбор. Часть 2