Недавно я имела удовольствие посмотреть вторую часть трилогии Дени Вильнева “Дюна”. Общее впечатление от картины сложилось приятное, как психолог я одобряющие кивала в ответ на развитие сюжета и психологическую достоверность изображённого на экране. Давайте я остановлюсь на некоторых интересных с точки зрения психологии моментах, которые я заметила в фильме. Будут спойлеры.
Классика сюжета “Путешествие героя”.
Как не развивается кинематограф и как не пресыщается зритель, классика архетипа путешествия героя всегда работает. Я отчётливо осознавала, что происходит на экране, как архетип героя раскрывается и отблескивает всеми своими красивыми гранями, и не могла не включаться эмоционально в этот сюжет. Архетипы поистине большое открытие Юнга, это что то намного больше нашего хрупкого маленького Эго, которое тщетно пытается сопротивляться цунами коллективного бессознательного. Идентифицируя себя с Полом, я чувствовала каждую ступень его преображения, как он расширяет свои возможности, как новый опыт меняет его и добавляет силы, как герой проходит свои испытания и становится сильнее для реализации своей основной миссии.
Как война, ставшая моей реальностью и пугающая и вызывающая истинное отвращение, в фильме увлекала меня своей романтичностью проявления: война как борьба и архетипическое освобождение от оков и накопившегося напряжения.
Символы и метафоры – это то, что понимает наша психика лучше всего, это то, что попадает в самое сердце, обходя все защиты и сопротивление Эго. Ритуалы, символы и метафора – это то, чем изобилует вторая “Дюна”.
Аналогии. Ещё одной классикой путешествия героя и мужской инициации является фильм “Аватар”, разбор которого у меня есть на сайте и канале (первой и второй части).
Мы можем с лёгкостью провести аналогии между фильмами, которые будут удивительно похожими.
Герой покидает привычный мир – Джейк попадет на Пандору, Пол прилетает на Аракис – теперь каждому из них нужно стать частью чуждого племени НаВи и Фременов соответственно. Каждый из них обретает наставника – аниму- проводника Нейтири и Чани, и наставника-вождя племени – Стилгара и Цу’тейя. Один из этапов испытаний для интеграции в племя – приручение символа их народа, то что делает члена племени своим – икран и червь соответственно.
Ключевое испытание, сделать то, что никто до этого не делал – выпить священной воды мужчине и стать Турук Макто, приручив последнюю тень.
Справедливости ради стоит отметить, что самый большой червь может перекликаться с самым большим икраном – последней тенью. А ещё связь с духами предков у Джейка формировалась через Эйву, у Пола это проявилось через обряд со священной водой.
Каждый становиться вождём. Джейк свергает пожирающего отца в лице полковника, Пол – в лице предателя-императора.
Связь племен с природой и со своими предками через сакральные предметы (дерево или жидкость) – это наиболее яркое проявление архетипа по своей сути – коллективное бессознательное, которое связывает нас всех со всем живым и сущим.
Такие же аналогии с некоторыми погрешностями легко можно взять и у первой части “Аквамена”, но поскольку я его сильно ругала, то не буду. (Разбор можно прочитать на сайте или посмотреть на канале).
Опыт как ступеньки для продвижения. Интересный психологический феномен, который смело можно брать на вооружение, который я неоднократно повторяю своим клиентам – уверенность формируется через опыт, пережитый и встроенный в нашу идентичность. Опыт даёт силу и устойчивость, помогает в расширении сознания и выходе из тупика невозможности, расширяет наш внутренний психический резервуар. Когда Пол с каждым разом получает новый более глобальный и страшный опыт, он становится сильнее и выносливее. Банальная фраза “то что нас не убивает” – работает. Конечно же при условии если моя психика этот опыт способна выдержать и переварить.
Если моя мышца не порвётся под тяжестью новой нагрузки, значит она укрепиться и станет сильнее.
Пользуясь случаем хотела бы сказать, что помимо любви к кино я все еще являюсь практикующим гештальт-терапевтом с пятилетним опытом работы, так что приглашаю желающих к себе в личную терапию, пишите мне в телеграм – @vnutrilegko.
А так же теперь есть возможность поддерживать меня и канал, при этом делая выбор в сторону интересующего вас разбора. Сейчас есть три краудфандинговые ссылки на три произведения:
новое аниме Миядзаки “Мальчик и птица”,
старое но моё любимое аниме “Принцесса Мононоке” и
фильм “Меню” с Анной Тейлор Джой и Райфом Файнсом в главных ролях.
Можете поспособствовать выходу определенного ролика задонатив по нужной ссылке.
Этнический аспект.
Кто следит за мной в телеграм, кстати подписывайтесь там много уникального контента, тот знает как мне стала интересна этническая психология. Подобные аспекты я с удовольствием нахожу в фильмах и обращаю на них внимание.
Культура фременов и харконненов отлично показывает как бытие определяет наше сознание, как формируется этнические ценности, ритуалы и мышление.
Фремены, живя в пустыне поклоняются воде, что сформировало определенные привычки – нельзя плакать и даже вызывать рвоту. Выносливость, настороженность к чужакам, трепетное отношение к предкам, адаптация к природе, смелость являются характерными особенностями этноса. Человек как носитель бесценной воды таким образом приобщен к высшей божественности (вспомним их большой резервуар с водой изьятой из умерших тел). Воинственность и закрытость племени формируется через опыт постоянных завоеваний и многолетнего гнета. Пряности как источник изменённого состояния сознания являются благодатной почвой для формирования обрядов связи с духами, метафоричности мышления и шаманству. Уважение к пустыне и ее жителям (как у НаВи к лесу) результат многолетней адаптации племени к жестким природным условиям – воевать с природой по итогу бессмысленно, тогда остается подчиниться ей. Пример такого уважительного обхождения с природой мы можем наблюдать в японской культуре. Там, где правят природные стихии, постоянно угрожая жизни человека, формируется поклонение природе.
Харконены, напоминают воинов Вальхаллы из “Безумного Макса. Дороги ярости”. (Разбор которого так же можно прочитать на сайте или посмотреть на канале). Каннибалы с черным солнцем в чёрно-белом мире. Расщепление на два цвета и невозможность полутонов – исключает философию познания прекрасного, ставя во главе выживание и силу: либо ты слаб либо доминируешь, – существует только два варианта. Каннибализм как продолжение культуры выживания, сильный пожирает слабого, воинственность и жестокость, жизнь только через завоевания и подчинение менее сильных народов делают отсылку к культуре древнегреческой Спарты.
Время пришло.
Ещё один интересный феномен, который заметила в Дюне, в продолжении темы этнической психологии. Об этом я говорила в разборе фильма “Оппенгеймер” на стриме.
Мессия приходит именно в тот момент, когда народ уже созрел. Когда время пришло и волна поддержки толпы формирует их образ властителя. Такое же время пришло, когда открыли ядерную энергию, по итогу вопросом времени стало создание атомной бомбы. Тогда человек невольно становится продуктом эпохи и своеобразным проектом коллективного запроса.
Идентификация с персонажем. Я смогла легко идентифицировать себя с персонажем и таким образом простила все неровности сюжета и картинки на экране. Что интересно, двое взрослых мужчин, с которыми мне пришлось обсудить этот фильм – раскритиковали картину за рваность сюжета и недостаточность масштаба. Я вполне согласна с первым тезисом – складывалось ощущение множества вырезаных сцен, которые по итогу не давали зрителю возможности свыкнуться и переварить происходящие событиями, что оставляло послевкусие оборваности и незаконченности. Но хронометраж, к сожалению, не безразмерный, это правда.
Вот такие интересные наблюдения у меня были во время и после просмотра фильма “Дюна 2”.
А вы что скажите?
Спасибо за внимание! Всем удачи в самопознании!
Посмотреть видео “Дюна 2”. Путешествие героя