Ода логосу – такое название пришло мне в голову при просмотре фильма «Джентльмены» от режиссёра Гая Ричи. Маскулинный от начала и до конца, со своей английской эстетикой, иерархией, агрессией и своеобразной благородностью, словом пацана и настоящими мужскими эмоциями. Безусловно в маскулинном кино должна быть соответствующая женщина: Розалинд воплотила в себе качества, кажется, идеальной спутницы жизни. В этом меня убеждали мои знакомые, а так же встречала подобное мнение в некоторых интервью. Но я позволю себе выпустить немного яду и не согласиться с этим утверждением. Кто такая Розалинд и что будет, если вы встретите ее в реальной жизни? Ну что ж, приступим.
Эта статья станет своеобразным аналогом видео «Токсичные мужчины в кино», где я развенчивала женские идеалы в фильмах. Под вышеупомянутым роликом был запрос на подобную информацию для мужчин, так что с удовольствием удовлетворяю вашу потребность. Наиболее частым идеальным женским образом в кино являются героини боевиков и фильмов ужасов. Знаю, вы удивлены, но сейчас все объясню. Я уверена, все вы помните начальные сцены крутых боевиков, где есть накачанный сильный полицейский или герой спецназа или все равно что за накачанный мужик, и у него прекрасная семья. Жена улыбчивая, не пилит, не выносит мозг, не истерит, приветлива, добра, поддерживающая, заботящаяся, очень любящая. Словом, идеальная жена и мать. Эту семью показывают на пикнике или смеющимися у бассейна дома, все счастливы и беззаботны. Потом приходит бандит, убивает жену и дочь, и герой начинает мстить. Чтобы создать этот яркий контраст между абсолютным счастьем и абсолютным отчаяньем применяют образ идеальной семьи. Ну представьте если бы показали как жена на него орет, он раздраженный уходит, она ему еще день выпиливает мозг и только потом ее убивают. Эффект не тот, увы. Прошу прощения за циничность, концентрируюсь на образах и сюжетных поворотах. Ну, или возьмем фильмы ужасов, где вначале показывают такую же идеальную семью, очень любящую интересную жену, которая готовит весело на кухне, верна, любезна и заботлива, у них с мужем замечательные отношения, пока муж не слетает с катушек и всех не перебьет. Ну или как-то так. Важно показать этот переход, не дав причину для агрессии, хотя известно всем, кто был или есть в отношениях, что без злости, раздражения и конфликтов там нельзя, вообще никак. Это про жизнь, а не про кино.
Но на фоне всех этих идеальных жен и матерей, Розалинд смотрится как идеальная женщина совершенно другого порядка. Давайте выделим основные черты персонажа:
- Рациональность
- Сдержанность, доходящая до полного отсутствия эмоций
- Агрессивная сексуальность
- Самостоятельность, независимость
- Включенность в дела мужа
- Поддержка и помощь, вплоть до выполнения функции «держать в тонусе»
Согласитесь, мужчины, идеальная женщина? Не ноет, не просит, не истерит, не капризничает, при отсутствии ярких эмоциональных перепадов готова на секс, скорее всего агрессивный, занята своим делом, помогает в сложных ситуациях в бизнесе, дает дельные советы. За исключением сексуальных контекстов, практически друг-напарник. Конфетка. И тут вступаю я с желанием испортить вам кайф, ну или по-научному развенчать иллюзии и идеалы.
Я долго присматривалась к героини Розалинд с осторожностью, не понимая, что же с ней не так. Как будто Микки и другие мужские персонажи более живые и настоящие, более эмоциональные и аутентичные, чем она. Что-то в ней смущало. Со временем я поняла что именно, я совершенно не видела и не чувствовала ее сексуальности, хотя нам вроде и пытались ее показать. В связи с этим даже провела опрос у себя в сообществе на канале, где получила удивившие меня ответы. Как будто персонаж был бы более аутентичным, если бы сцен намекающих на сексуальность не было. Но они есть.
Конечно же, первым и очевидным объяснением в таком маскулинном кино и с такой женщиной может быть то, что она олицетворяет внутренний образ женщины Микки, как говорят юнгианцы внутреннюю аниму. И правда, недолго исследуя можно обнаружить у Юнга следующую классификацию или уровни развития анимы:
- Ева – женщина-мать, тесно связанная в мужской психике с материнским комплексом. Образ идеальной женщины, просуществовавший вплоть до 20 столетия.
- Елена – эмоциональная и сексуальная женщина.
- Мария – духовность, проводник для мужчины во внутренний мир, женщина-друг, партнер.
- София – религиозно-мистическое переживание женственности.
По этой классификации Розалинд больше всего подходит под уровень Марии, женщины-партнера. Интересную цитату я нахожу в лекции Олега Телемского, что помогает нам более четко определить образ Розалинд:
«Третий этап развития Анимы Юнг определяет как Марию. Опять же – для современного человека более чем трудно понять, что же имеется в виду, ибо мы чётко отождествляем Марию с материнской функцией. Юнг определяет Аниму-Марию как архетип духовной сестры, проводника. Мне кажется, что определить Аниму третьего уровня как Афину было бы более уместным. На этой стадии индивидуирующийся достаточно освобождается от диктата сексуальности и оказывается способен воспринимать женщину, как друга и соратника. Здесь уже может возникать зрелое сотрудничество, и индивид достигает зрелого, человеческого уровня».
Олег Телемский
Афина более уместный образ для героини фильма «Джентельмены». Но прошу обратить внимание, мы говорим об внутреннем образе женщины, аниме мужчины, которая на определенном этапе развития позволяет видеть в женщине соратника, а не только мать или сексуального партнера. Но очевидно же, что анима мужчины не соответствует в полной мере реальной женщине. Реальная женщина хоть и может и скорее всего будет иметь похожие на этот образ черты, но так же будет обременяться своей сложной личностной структурой – комплексы, процессы, эмоции. Внутренние наши образы архетипичны, но человек более сложное и более человечное создание (простите за тавтологию). Кто такая анима Афина мы определили, но давайте разберемся что будет, если встретить женщину-Афину, о чем некоторые мужчины оказывается мечтают.
О чем говорит нам миф об Афине.
«Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев».
Мифы Древней Греции
Афина – папина дочь, покровительница героев, вечная девственница.
«Женщину-Афину притягивают преуспевающие мужчины. В колледже она проявляет интерес к наиболее умным студентам. Когда она поступает на работу, ее привлекает продвигающийся вверх по служебной лестнице мужчина, который в один прекрасный день может возглавить предприятие. Она обладает способностью заранее определять будущих победителей. Ее привлекает власть, которой она добивается, либо делая собственную карьеру с помощью преуспевающего старшего по возрасту руководителя, либо в качестве помощницы, жены, исполнительного секретаря или союзницы честолюбивого и способного мужчины. Для женщины-Афины власть — наилучший “афродизиак”.
Женщина-Афина живет головой, как будто не чувствуя своего тела и рассматривая его с сугубо утилитарной точки зрения. Как правило, в ней нет ни чувственного эротизма, ни романтизма, ни кокетства.
Мужчины привлекают ее скорее в качестве друзей или покровителей, чем любовников. .. секс не является для нее развлечением или захватывающим приключением. .. секс представляет для нее “часть соглашения” или рассчитанный, преднамеренный акт. Тем не менее, когда женщина-Афина решает быть сексуально активной, она учится искусно заниматься любовью.
В первую очередь она союзница и подруга своего мужа, жизненно заинтересованная в его карьере или бизнесе. Вместе с ним она планирует стратегию его карьерного роста; в случае необходимости может работать в его команде. Подобно самой Афине, удержавшей Ахилла, когда он чуть было не направил меч против своего предводителя Агамемнона, она может мудро удержать партнера от преждевременных или импульсивных действий.
Жена-Афина находит полное взаимопонимание с мужем в том, что касается тех или иных событий в их жизни. Но чувственность в их отношениях практически отсутствует, поскольку они не придают ей значения и не понимают языка чувств.
Афина же всегда была неуязвимой для иррациональных побуждений, над ней не довлели чувства, ее действия были обдуманными, а не импульсивными.
Ей не хватает силы чувств, эротического притяжения, половой близости, страсти, экстаза. Она избавлена и от глубокого отчаяния и страдания, причины которых кроются в связях с другими людьми или потребности в них. Целиком и полностью отождествляя себя с рациональной Афиной, женщина обособляет себя от всего спектра сильных человеческих чувств. Архетип Афины ограничивает ее переживания. Ей неведомы глубокие чувства и мистический опыт, ее не впечатляют музыка и искусство”.
Джин Шинода Болен “Богини в каждой женщине”
Иными словами, вместе с идеальной по вашему взгляду женщиной, вы приобретаете совокупность дополнительных факторов: низкую склонность к эмпатии и холодное отношение к чувствам, низкую сексуальность, и непростительность к вашей слабости. А если ваш статус пострадает и вы перестанете занимать лидерские позиции, можно лишиться одобрения своей спутницы. Ну а если вы еще и не склонны к альфа-доминированию, тогда подобную женщину сложно будет отхватить. У меня все.
Спасибо за внимание. Всем удачи в самопознании.
Смотреть видео “Джентльмены. Кто такая Розалинд?”