Больше интересного контента в Телеграм-канале “И внутри тебе станет легко”
В прошлом моем обращении к аниме «Ходячий замок» я разобрала историю Софи и процесс ее становления, исследовала прохождение своеобразной женской инициации, где отказ от разрушающих личность установок стал для героини целительным. Так же я дополнила свой разбор еще одним роликом, где мы исследовали раскрытие Эроса или чувствительной части героини. В комментариях к предыдущим разборам встречались замечания, что эта история не только про Софи, но и во многом про Хаула. На самом деле мне и самой было интересно посмотреть на ситуацию с точки зрения развития персонажа волшебника, поскольку он отчасти является продуктом бессознательного Хаяо Миядзаки, поэтому в этой статье попробуем рассмотреть его как полноценного персонажа, а не как часть пути развития Софи.
Не только Софи нужно было научиться приближаться к мужчине, но и Хаулу важно было познать истинную близость с другим человеком. Познать не просто соблазнение, которое он с легкостью воплощал в жизнь («ходят легенды, что он похищает сердца молодых девушек»), а душевную близость, возможность появиться настоящей своей сутью, остаться и не убежать.
Хаул очень напоминает своим характером и поведением комплекс Puer aeternus, вечного юношу, о феномене которого отлично описано в одноименной книге моей любимой Марии-Луизы фон Франц.
Puer aeternus — божественное дитя, рожденное ночью в Элевсинских мистериях, связанных с символическим культом матери. Словосочетание puer aeternus означает «вечное дитя», но мы его будем употреблять для характеристики психологического типа мужчины, обладающего ярко выраженным материнским комплексом, поступающего весьма предсказуемым, свойственным ему образом.
В целом, мужчина-пуэр, к которому применим архетип puer aeternus, слишком долго сохраняет подростковую психологию.
Другими словами, те черты характера, которые обычно встречаются у семнадцати — восемнадцатилетних юношей, наблюдаются и у взрослого пуэра. В большинстве случаев особенности его поведения тесно связаны с сильной зависимостью от матери. Юнг описывает два типичных расстройства у мужчин, обладающих ярко выраженным материнским комплексом — гомосексуализм и донжуанство.
Донжуанство — вторая типичная форма проявления расстройства, описанного Юнгом. В этом случае пуэр ищет в каждой женщине мать — образ совершенной женщины, все отдающей мужчине и лишенной каких-либо недостатков. Он пребывает в постоянном поиске богини-родительницы и всякий раз, влюбляясь в женщину, неизбежно открывает, что предмет его страсти — обычный человек. После интимной близости такой мужчина разочаровывается в избраннице, поскольку исчезает ее притягательность. Он отворачивается от прежней любви для того, чтобы спроецировать образ богини на новый предмет страсти — один за другим. Он вечно тоскует по женщине-матери, которая раскроет ему свои объятия и удовлетворит любую его потребность. Они всегда найдут ложку дегтя в бочке меда. По этой же причине женщина рядом с ним никогда не будет «той самой» («она замечательная подруга, но…»). Всегда найдется какое-либо «но», которое помешает вступить в брак или хотя бы взять на себя какие-то обязательства.
Мария-Луиза Фон Франц «Вечный юноша»
Хаула и Софи можно рассматривать как два полноценных персонажа, которые проходят свои задачи на пути индивидуации. Мы можем видеть обратно комплиментарый процесс, где молодая Софи превращается в старуху, становиться намного старше своего реального возраста, и Хаул, являясь уже мужчиной, одаренным волшебником наоборот застывает в подростковом возрасте. С помощью Хаула Софи познает себя и формирует здоровую близость и привязанность. Так же как и Хаул с помощью Софи справляется с собственными личностными проблемами.
Итак, рассмотрим характер Хаула и сущность его проклятия. Следуя цитате из лекции Марии Луизы фон Франц, описание характера Хаула подпадает под соблазняющий тип донжуана, который ищет идеал в каждой новой девушке, но не находит его ни в одной из них и в конечном счете всех бросает (“ходят слухи, что он крадет сердца молодых девушек”). В этих девушках он ищет свою идеальную мать, и на Софи по итогу и падает подобная проекция, где она должна идти защищать его от Саллиман и от обязательств, которые он нарушил, где она заботится о его жилище, готовит, убирает, поддерживает и понимает.
Хаул отдал свое сердце демону огня, вернее поменялся с ним. Пылающая звезда стала ему вместо сердца (символ звезды как возвышенность, индивидуалистичность). Это произошло в определенном возрасте в детстве, и в этом возрасте похоже он и остановился. Вечный юноша, который замер в развитии на том возвратном этапе, когда его сердце было разбито. Хаул летает, превращается в птицу, это так же символизирует оторванность от земли. Что примечательно, более рациональным и рассудительным (и брюзжащим, конечно) является Кальцифер – он все время трудится на благо замка, он держит этот замок, дает разумные советы (прекратить летать, например, поскольку это может быть опасно), он привязан к земле и дому, в отличие от Хаула, который летает и парит в облаках. В Кальцифере кристализировалась та часть Хаула, которая отчуждена от него, отщепилась в тот момент, когда парень остановился в своем психологическом развитии, остался испуганным юношей, не желающим взрослеть и брать ответственность. Хаул символически отверг тяжелое земное сердце, которое знает что такое боль, одиночество и смерть. Но кроме вышеперечисленных данностей, которые добавляют на жизненный человеческий путь страдание, земное сердце так же знает, что такое любовь. Поместить себе в грудь звезду – это уподобиться богу, не взрослеющему, вечно молодому, возвышенному, оторваному от земли и легкому. Легкому от пустоты внутри.
«Часто такой человек чувствует себя недостойным любви, потому что не безопасно доверять тем, кто предлагает любовь. В конце концов, любовь может быть болезненной, так как она может разбередить изначально полученные раны». Неудивительно, что внутренняя пустота усиливает тягу к внешнему принятию и обожанию.
Шварц Сюзан “Тень Пуэра”
Хаул не хочет брать ответственность, его невозможно поймать или затянуть в отношения, он безумно волнуется за свою внешность и всем своим видом показывает незрелость своей мужественности. Множество его имен, несколько выходов из замка – все это лишь подтверждает невозможность осесть где-либо, невозможность выдерживать жизненную рутину, невозможность привязаться, именно то, что присуще пуэру.
Так Мария-Луиза фон Франц пишет в своей книге об Антуане де Сент Экзюпери, который был военным летчиком и написал всем известную повесть «Маленький принц». В разборе этого произведения доктор фон Франц приходит к выводу, основываясь на биографии писателя и его произведении, что Экзюпери был представителем пуер-аутернус. Он любил летать и сложно переживал периоды, когда нужно было надолго возвращаться домой к жене. В биографии Экзюпери так же значиться, что писатель страдал от депрессий. Проводя параллели с персонажем Хаула, мы видим, что последний, так же любит летать, и не просто летать, но и ввязываться в военные авантюры. Некоторые в своих разборах называли Хаула пацифистом, но я бы так не сказала, учитывая его пристрастие к дракам с военными дирижаблями или волшебниками. Здесь черная ручка замка может отображать и его выход в темные уголки души, или быть метафорой депрессии, так же как и зеленая слизь, к слову. Он не может не летать, и не воевать, но при этом так же и не выбирает какую-то из сторон.
Поглощенность Хаула архетипом вечного юноши, трусость, безответственность и нежелание взрослеть претерпевают изменения после встречи с Софи.
Доктор фон Франц отмечает, что ближайшими внутренними фигурами для пуэра является
- материнский комплекс, пожирающая мать,
- мальчик, олицетворяющий его незрелую мечтательную часть (как в Маленьком принце, к примеру) и
- зрелая властная маскулинность – теневая часть puer aeternus.
Софи отлично попадает под образ захватывающей его личное пространство матери, она нагло себя ведет, командует и распоряжается в его доме, она выступает матерью, с которой он продолжает оставаться нерадивым глупым подростком.
Мальчик, олицетворяющий незрелую мечтательную часть – это момент с маленьким Хаулом, который поймал звезду. Именно таким мальчиком он и остался, заморозив свое сердце.
И зрелая властная маскулинность, которая прорывается в итоге огромной страшной птицей, что бросается в огонь войны и крушит все и всех на своем пути.
Итак, Софи в образе старушки поначалу олицетворяет его материнский комплекс. Путь развития каждого мужчины – это трансформация материнского комплекса в проживание и налаживание связи со своей анимой. Об этом подробно я рассказала в разборе «Аватара». Образ матери перестает заслонять собственную женственность мужчины и появляется возможность построить партнерские отношения и достичь зрелости. Проявление анимы – внутренней женщины, так же прокладывает начало пути к исцелению пуэра. Но как для Софи помолодеть – это перебороть страх жизни, то в случае Хаула старуха-пожирающая мать должна трансформироваться в молодую помогающую аниму.
Хотя Софи наводит порядок и помогает Хаулу разложить все по полочкам, но все же делает она это, нарушая его границы. Волосы для Хаула символизируют его привлекательность, чувственность, соблазнение и молодость (нет смысле жить, если ты некрасив), тогда смена цвета волос из-за выходки Софи – это не только изменения его внешности, но и влияние на его устоявшуюся установку – красота может быть только внешней.
Постепенно сближаясь и узнавая друг друга, герои преодолевают внутренние барьеры на пути к близости, и Софи из навязчивой ворчливой старухи превращается в заботящуюся мать, которая заступается за сына, успокаивает и поддерживает его. Но на этом трансформация образа Софи для Хаула не заканчивается. Так же как Софи превращается в молодую прекрасную девушку, так же меняется поведение и установка Хаула, который готов взрослеть, защищать и заботится о Софи. Материнский образ перестает заслонять внутреннюю женственность мужчины, а мальчик может взять на себя мужскую ответственность.
Попадая в материнскую проекцию Хаула, Софи постепенно помогает ему измениться, но не заставляя его сделать это, а всего лишь показывая свою веру в него и принятие – это то в чем мужчины очень нуждаются и то, что отлично проецируют во внешний мир на своих избранниц.
Софи узнает секрет Хаула, его застывшее развитие и отщепленную часть личности, которая заставляет замок двигаться, но с которой невозможно соединиться. Огонь носит символику мужской активной духовной силы, тогда выходит, что проклятие Хаула-пуэра – это не только отчуждение земного сердца, которое может любить, но и неспособность впитать свой внутренний огонь или собственную мужскую зрелость. Тогда Софи как девушка, принявшая на себя проекцию анимы (внутренней женственности мужчины) помогает Хаулу повзрослеть и обрести мужественность, разрывая замкнутый круг его вечно повторяющейся незрелой игры. Получая свое тяжелое сердце обратно, он не только перестает превращаться в птицу и улетать, но и приглашает к полету Софи, что может символизировать уже полет от любви и близости. Правда устоявшаяся картина, где есть дом, сад, пес и ребенок намекает на то, что Хаул хоть и остался в полете, но при этом в этот полет он пригласил то, что будет держать его ближе к земле: обязанности и ответственность.
Спасибо за внимание. Всем удачи в самопознании.
Посмотреть видео “Ходячий замок. Личность Хаула. Смысл аниме”