Все, кто думал, что моя эпопея с разбором «Ходячего замка» Хаяо Миядзаки закончилась, вы сильно ошибались. Но этой публикацией я надеюсь поставить на ней жирную точку. Напомню, что на канале вышло уже три ролика, посвященные этому аниме: это видео «Ходячий замок. Женская инициация» о пути развития Софи и ее задачах развития; видео о том, какой смысл для Софи несла именно встреча с Хаулом; и в третьем ролике мы разобрали развитие персонажа Хаула и метафорические аспекты его преображения. Сейчас же я зайду еще дальше, позволю себе наглость прикоснуться к личности автора этого аниме и поисследовать как связаны образы персонажей с психическими образами самого Хаяо Миядзаки.
На постоянное основе мне пишут, что я не читала книгу, ведь в ней все было не так и анализ неправильный. Обьясняю. Книгу я читала дважды. Книга и аниме – разные, и хоть аниме сделано на основе книги – образы, сюжет, проявление персонажей изменены, дополнены или в чем-то урезаны. Я анализирую аниме и работаю по итогу с психикой автора аниме, который преломил произведение Дианы Уинн Джонс через свое мировосприятие. Он почему то выбрал именно эту историю и дополнил ее именно этими событиями. Давайте же исследуем, что за образы это были, почему эта история могла так заинтересовать Миядзаки и с какими личными событиями может быть связана.
Говорят, что нужно смотреть в лицо реальности, но лично мне сила фантазии предоставляла место, где я сам могу быть героем. Даже если это не анимация или манга, это могут быть старинные истории или легенды. Человечество придумало их для того, чтобы помочь нам выжить.
Хаяо Миядзаки
Пожалуй, отношения автора к героине Софи для меня более понятны и объяснимы, чем отношения к Хаулу. С нее и начнем.
Образ Софи
В 5-серийном документальном фильме о Миядзаки, режиссер признается, что Софи очень похожа на его мать, она такая же заботливая и добрая. При этом, члены семьи Миядзаки отмечали, что явный образ матери был воплощен в Доре, предводительнице пиратов в «Небесном замке Лапута». Это сильная волевая и подавляющая женщина. И что мы наблюдаем в аниме Хаяо – это отлично выполненные многомерные образы сильных героинь – женщин. При этом подобное сложно сказать про мужские образы. Но об этом чуть позже. Когда Миядзаки было 6 лет, его мать заболела туберкулезом и провела в постели 8 долгих лет. Стоит отметить ее силу духа, что после тяжелой болезни, она смогла стать на ноги и дожила до 72 лет. Образ Софи, которой пришлось пережить превращение с молодой активной девушки в старуху может напоминать те ограничения, с которыми столкнулась Ёсико Миядзаки. Но все же глупо и поверхностно предполагать, что Софи – это мама режиссера и на этом ее образ идентифицирован. Думаю, что все несколько сложнее. Любимыми мультфильмами Миядзаки с его слов были «Легенда о Белой Змее», первый цветной японский мультфильм 1958 года и советский мультфильм «Снежная королева». Оба сюжета повествуют о спасении молодого парня любящей и преданной девушкой, о силе духа героини, ее смелости и способности к самопожертвованию. Позже в своем интервью Миядзаки делился, что идеал девушки для него: трудолюбивая, преодолевающая все невзгоды с улыбкой и постоянно заботящаяся о других. Я предполагаю, что образ такой смелой и преданной героини родился у Миядзаки в связи с происходящими в его детстве событиями. С одной стороны более сильная и стойкая мать, на фоне не уважения к собственному отцу, которого Миядзаки называл безответственным и гедонистом. Тогда образ мужественности и стойкости рождался с материнского примера, анимус матери служил этим примером. С другой стороны, в связи с болезнью матери Миядзаки пришлось в 6 лет начать заниматься домашними делами – стирка, уборка, готовка, посуда. Трудолюбие, доходящее до трудоголизма – это яркая характеристика режиссера. Ценность этих качеств перетекает и на внутренний образ идеальной женщины для него. И в третьих, Миядзаки родился в 1941 году и видел бомбардировки, огонь и жесткие последствия войны. Лишенный полноценной материнской заботы в связи с болезнью родительницы, и теплого телесного контакта, поскольку воспитание Есико не позволяло подобных проявлений, Хяао конечно же чувствовал себя одиноко. Добавим частые переезды семьи, что заставляло мальчика менять школы четыре раза (вспомним Тихиро из Унесенных призраками, к слову). Все эти факторы влияли на чувство одиночества и отстранённости, вплоть до того, что Миядзаки признавался в негативных мыслях в детстве: «я не должен был рождаться». Конечно же, все эти причины способствовали и уходу в фантазии и творчество, где можно оторваться от реальности и спастись со своими героями. Но так же образ спасающей и преданной девушки мог не только быть примером для подражания, но и помогать справиться с одиночеством, почувствовать себя кому-то очень нужным. Так мы видим Ситу, которая помогает Пазу взлететь, Бай Нян спасающую своего возлюбленного, Герду, в самоотверженных поисках Кая и Софи, помогающую Хаулу измениться. Образ трудолюбивой сильной преданной женщины, готовой на самопожертвование ради своего возлюбленного – это идеал для Миядзаки, который, предполагаю, из материнского образа трансформировался в собственную аниму автора. Ну и последнее, после просмотра Легенды о Белой Змее, Миядзаки вспоминает, что расплакался, ведь главная героиня была такой смелой, а он нет.
Я был тронут до глубины души и брел домой, а на улице пошел первый снег… Когда я увидел эту целеустремленную и серьезную героиню, я почувствовал себя неуклюжим и жалким и весь вечер просидел за теплым столом котацу, рыдая
Хаяо Миядзаки
Материнский анимус стал примером стойкости и выдержки, мужественности и самопожертвования. Итак, мы видим сложность отношения Миядзаки к образу Софи из аниме «Ходячий замок». Что же на счет Хаула?
Образ Хаула
С Хаулом дела обстоят еще запутанней. Пожалуй, начать можно с отца Хаяо Миядзаки – Кацудзи Миядзаки. Режиссер называет своего отца хвастливым, распутным и безответственным. В книге Сюзан Нейпир «Волшебные миры Миядзаки» мы встречаем интересную для нашего исследования информацию, речь идет о фильме «О чем мечтает молодежь?», снятом режиссером Ясудзиро Одзу в 1932 году.
«Красивый молодой герой Хорино – «искатель удовольствий», «анархист», который «сопротивляется власти», – этими же словами Миядзаки описывал своего отца. Он позволяет себе такое баловство, как, например, помощь друзьям в списывании на экзамене, причем не только в престижном университете Васеда (где учился отец Миядзаки), но и позднее, когда те же самые беспутные друзья проходят собеседование на работу в его же компанию. Однако в конце фильма Хорино исправляется – уступает девушку, которую любит, своему другу и, кажется, достигает определенной зрелости в понимании человеческих взаимоотношений.
По-видимому, с Кацудзи этого не произошло, по крайней мере в глазах Миядзаки.»
Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки»
Вполне возможно, что та безответсвенность, нарциссизм и анархичность Хаула была воплощением образа отца режиссера, но пожалуй герой волшебника в отношении Миядзаки все же сложнее и многограннее. Мы видим не только поверхностность Хаула, но и сложный внутриличностный конфликт, который скорее всего Миядзаки привносит уже из своего мировоззрения. Отношение Миядзаки к войне весьма неоднозначное, он ярый пацифист и всегда выступает против войны (однажды отказался ехать на церемонию награждения Оскар пока США бомбили Ирак), но при этом устраивал свои пролетарские забастовки. Он осуждал отца за то, что тот отказался служить в армии. В этом проявлении Хаул разрывается между двух враждующих сторон, не выбирая ни одну, но при этом бросается в огонь войны, чтобы прекратить это.
Но «если бы я родился чуточку раньше, – считает Миядзаки, – то точно стал бы ревностным «милитаристом», – ссылаясь на милитаристскую и империалистскую индоктринацию 1930-х и 1940-х годов. «А если бы родился еще раньше, то стал бы одним из тех, кто идет на войну добровольцем и бросается в схватку, чтобы умереть на поле боя». Послевоенный период, когда раздробленной нации пришлось переосмысливать себя, не вызывал у страстного юноши особого энтузиазма. Возможно, из-за проблем дома, повсеместной нищеты и ограничений общества Миядзаки и предпочел бы оказаться в огне войны.
Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки»
Превращение Хаула в птицу так же, по моему мнению, имеет огромное значение в понимании личности Миядзаки. Все летающие мужчины в его аниме (обратите внимание, но не женщины) награждены каким-то проклятием, которое омрачает их полеты – Марко из Порко Россо или Хаул. Пазу не может сконструировать свой летательный аппарат и взлетает только с появлением Ситы, а Зеро из «Ветер крепчает» не может стать пилотом из-за зрения и выбирает стать авиаконструктором. Поскольку Миядзаки левых взглядов, очень практичный и трудолюбивый, приземленный (к матери земле), часть его натуры тянется ввысь, как в свои фантазии, из которых рождаются его аниме, так и в небо, как герои мужчины из его произведений. Но как будто оторваться от земли для него очень сложно и тот, кто отрывается, награждается изъяном.
«У меня есть сильное желание освободиться от привязанности к реальности», — как-то заявил он, говоря о своей любви к рисованию дирижаблей.
Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки»
В противовес его практичности и трудолюбию, нарциссичность и самолюбие Хаула тянутся ввысь к звездам, чтобы с высоты птичьего полета осуждать противоборствующие стороны и возвышаться над ними в справедливой борьбе. Возможно Хаул – это не только отпечаток отца на психике режиссера, но и теневая противоположная сторона его Эго, где трудовая левая идентичность вытеснила в бессознательное этот нарциссизм и индивидуалистичность. В итоге образы мужчин в его аниме жаждут индивидуалистического отстраненного возвышенного анархического полета. Ветер, самолеты и полет являются одной из ключевых тем в аниме Миядзаки. Даже студия «Гибли» носит название юго-восточного ветра. Более полное и многогранное раскрытие этой темы прозвучало в аниме «Ветер крепчает».
Спасение Хаула
По итогу спасение волшебника героиней Софи может отзываться автору несколькими личностными значениями. Это и изменения отца, который как фильме «О чем мечтает молодежь» меняется, по примеру героя Хорино. Берет на себя мужскую ответственность, включается в войну и неистово сражается за свою любовь, становится мужчиной. Или же происходит именно то спасение юноши любящей девушкой, подобно «Снежной королеве» или «Легенде о белой змее». Девушка, которая дает возможность лететь без изъяна, идеал который спасает от личного проклятия автора – невозможности воспарить. Или же это про то, как Миядзаки уверенно приписывает смелость, упорство и настойчивость женскому образу, и только через него учиться самопожертвованию. Подобно тому, как режиссер учился на примере матери отваге и стойкости, отворачиваясь от неидеального распутного отца.
Образ ребенка и звезды
Одна из его самых трогательных сцен – воспоминание из прошлого о том, как волшебник Хаул поймал упавшую звезду. Этот образ преследовал Миядзаки еще с колледжа, и он признавался, что стал аниматором отчасти для того, чтобы создать одну лишь эту сцену.
Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки»
В любимой Миядзаки «Легенде о Белой змее» звучат такие слова: «Взрослые не любят красоту, дорогой друг, не становись похожим на них». Похожая тема звучит в Маленьком принце, которого я упоминала при разборе личности Хаула.
На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок №1 — я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
И здесь мы приходим к юноше, который поймал звезду (словно Пазу поймавший Ситу с неба), и поместил ее себе в грудь. В своем разборе личности Хаула я прихожу к выводу, что поместить себе в грудь звезду – это замереть в детском возрасте, навсегда научиться понимать красоту, ведь взрослость – это непонимание, зашоренность, ненадежность.
«Для режиссера, который сделал себе имя на семейных анимационных фильмах, Миядзаки выразил удивительно сильное чувство обиды, даже ярости, к отношениям ребенка и взрослого и как-то сказал детям: «Не дайте родителям вас съесть». В английском переводе «Отправной точки» эта важная фраза звучит как «Не дайте родителям вас задушить», а в японском оригинале использовано слово «kuikorosu», что значит «проглотить» или «смертельно укусить».
Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки»
Дети – основные главные герои Миядзаки, с которыми он может не только допрожить свое детство, стать тем смелым, отважным и справедливым мальчиком, которым ему хотелось быть, но и самый больший интерес аниматора, поскольку как он сам выражается «я не знаю, как снимать кино для взрослых». Сам режиссер имеет натянутые отношения со своим сыном, где он отмечает «Я не сильно зрелый человек». Хотя при этом кажется отлично ладит с маленькими посетителями студии. Складывается ощущение, что его мультфильмы – это возможность для него подготовить детей к непростому миру, в который они пришли, вроде основная ответственность ложится на их плечи, ответственность по «спасению и сохранению этого мира». Подготовить так, как никто, к сожалению, не подготовил его. Миядзаки учит стойкости и выдержке, его герои принимают сложные взрослые решения, справляются со взрослыми проблемами, противостоят взрослым. А через этих героев Миядзаки как будто компенсирует собственную жажду стойкости, дает поддержку другим тогда, когда ему нужна была поддержка в его непростое детство. Ведь дети понимают больше, чем могут увидеть взрослые.
«Когда мне было четыре с половиной года, Уцуномия подверглась воздушной бомбардировке… Несмотря на то, что дело было среди ночи, небо было ярко-красным или, может, розовым, как на закате. Даже в комнате всё стало розового цвета… Мой дядя приехал на заводском грузовике, он был меньше, чем теперешние машины. Места для вещей было очень мало… Улицы, по которым он проезжал, горели прямо с обеих сторон от дороги… Мы укрылись одеялом – нужно было как-то проехать через огонь. Как раз в этот момент к ограждению подошла группа людей, которым было негде укрыться. Мои воспоминания не совсем ясные, но я точно помню, как женский голос говорил: «Пожалуйста, пустите нас».
Не знаю, мои ли это воспоминания или я слышал об этом от родителей и мне показалось, что я видел это своими глазами, но, во всяком случае, я помню женщину с маленькой девочкой на руках из нашего района, которая бежала к нам и просила: «Пожалуйста, пустите нас!» А машина всё ехала и ехала. И голос, умолявший «Пожалуйста, пустите нас» стал отдаляться, но постепенно поселился у меня в голове, подобно тому как в ней откладываются травматические события»
Режиссер постоянно размышляет о том, как ситуация могла бы сложиться по-другому: «Если бы у меня были дети и мой ребенок попросил бы меня остановиться, думаю, что я бы остановился. Есть много причин, почему этого нельзя было сделать… но я по-прежнему размышляю о том, насколько лучше было бы, если бы я тогда попросил их остановиться. Я или мой старший брат»
Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки»
Страсть к разрушению
Ярость Хаула так же может быть связана с личным стремлением Миядзаки к разрушению. Неоднозначное отношение к войне и бессилие, с которым довелось столкнуться автору в своей жизни: начиная с невозможности спасти женщину с ребенком во время бомбардировок и заканчивая страхом и одиночеством в болезни матери, конечно не прошли бесследно. По итогу не только рисование могло отвлечь от беспомощности и бессилия, но и фантазия о разрушительной ярости, которая выплеснется в ответ на хроническую фрустрацию.
Самое жуткое, что может происходить с человеком, это невозможность что-то сделать, изменить то, что происходит вокруг. И герои могут компенсировать это бессилие, только вот та ярость, что выплескивается у Хаула превращает его в бездушного аффективного монстра.
В детстве я был в восторге от фильмов о войне и всюду рисовал военные штуки, — вспоминает он. — Я был очень застенчивым мальчиком, и мне было трудно постоять за себя в драке, зато одноклассники стали уважать меня за то, что я хорошо рисую. Я выражал свое стремление к силе в рисунках самолетов с гладкими и заостренными носами и линкоров с огромными пушками. Меня восхищала храбрость моряков, которые — даже когда их горящий корабль тонул — продолжали стрелять из пушек до самого конца, [и] людей, которые бросаются под огонь.
Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки»
Вот на такие мысли натолкнул меня анализ биография Миядзаки в контексте его аниме «Ходячий замок Хаула».
Спасибо за внимание. Всем удачи в самопознании.
Посмотреть видео “Ходячий замок. Личность Миядзаки“