Недавно я наткнулась на видео американского стендап-комика, который шутил о современном кино. Основной линией его ядовитого сарказма было высмеивание фильмов от Нетфликс, которые совершенно оторваны от реальности. Я уже поднимала эту тему в ролике о мультфильме “Дорога домой”.
Часто при просмотре таких фильмов я чувствую замешательство, иногда раздражение, а порой и отвращение – все это реакции на то, что мне под красивой оберткой и интересным сценарием пытаются что-то пропихнуть, чтобы я проглотила нужный посыл. У меня подобная топорная пропаганда не вызывает ничего, кроме сопротивления. Персонажи, которые не играют никакой роли, кроме того, чтобы поддержать современную повестку; сюжет, который не имеет психологической обоснованности, только – фантазийную “правильную” реальность. Авторы не пытаются ставить насущные проблемы в основу противоречий в фильме, а ставят их готовое решение как что-то априори подразумевающееся, будто мы уже живем в мире единорогов и бабочек. Вполне вероятно, что накопленный мной яд – это следствие длительного анализа фильмов, что мешает мне спокойно смотреть произведения, лишенные смысловой или психологической нагрузки. В связи с этим, мне захотелось классифицировать фильмы на несколько категорий. Фильмы, как результат осмысления реальности авторами, попытка идти за персонажем и его личностью, желание решить какую-то насущную проблему – это реалистично-ориентированные фильмы (то есть те, которые опираются на символическую, психологическую или материальную реальность).
Примеры: Зелёная книга, Три билборда…, Джокер, Жизнь Пи, Аватар, Паразиты, Властелин колец, Игра престолов (до предпоследнего сезона), Достучаться до небес, Зов ада, и так далее.
Нереалистичные фильмы я бы классифицировала следующим образом:
- толерантные (включающие расовые, гендерные и ЛГБТ вопросы не в основной конфликт, а показывают их уже решенными и вообще не существующими);
Примеры: Анна Болейн, Ведьмак, Бриджертоны, Сериал “Властелин колец”, Доводы рассудка 2022
- отрицающие реальность (фильмы, в которых расовые, гендерные или ЛГБТ вопросы входят в канву сюжета, только решаются максимально оторванным от реальности способом и приглашающими нас в страну фей);
Примеры: Дорога домой, Мулан, Последний дракон, Та ещё парочка, Энола Холмс, Львица.
- удовлетворяющие потребности (фильмы, в которых персонажи не ведут себя последовательно или реалистично, а удовлетворяют потребности и запросы зрителя. К ним можно отнести подавляющее большинство мелодрам, ужастиков, приключенческого кино, боевиков или “разлагающих” фильмов. Последние часто можно встретить на канале у Бэдкамедиана, по типу Горько или Каха).
Примеры: Будка поцелуев, Ты умеешь хранить секреты, Истинная красота дорама, Форсаж 100500 частей, Бриджит Джонс 3, Джуманджи, Затерянный город, Анчартед, Круиз по джунглям и так далее.
- политически пропагандистские (в которых стоит правильная национальная, политическая повестка. Характерной чертой их является однобокость проявления персонажей, где правильная нация или политическая сила – это хорошие, а неправильная – плохие. Сюда можно отнести все фильмы из категории “клюква”, националистические фильмы любой страны, которые пропагандируют величие этой нации и ничтожность других вражеских наций). Примеры: Красный воробей, Красная жара, Гвардия, Крым и так далее.
Мне кажется различение каждого из этих видов фильмов может помочь не только в развитии критического мышления, но и послужит своеобразным фильтром, чтобы не потреблять что-то несвежее или отравляющее, точно так же как мы делаем с едой. Ну а если попалась какая-то невкусная или отравленная порция, чтобы мы могли защитить свой организм (читаем психику) выплюнув то, что не подходит.
На своем канале я разбираю фильмы психологически, что помогает развивать критическое мышление, не глотать фильм целиком, а учиться “переваривать”, расширять осознанность, повышать адаптивность к реальности и понимание мира в себе и мира вокруг.
Приглашаю в наш клуб осознанного просмотра фильмов:) – youtube.com/@psyhologiakino