Негативный опыт разбора фильма «Джокер» остановил меня от полноценного и обстоятельного анализа «Игры в кальмара». Работа могла растянуться на месяцы и потерять свою актуальность и ваш интерес. «Игру в кальмара» делаю вовремя, но понятно не так, как могла бы сделать имей я больше времени.
В статье поделюсь своими мыслями о психологических смыслах и крючках сериала, которые мне удалось для себя отметить.
Главный герой Сон –Ги-Хун
Главный герой, взрослый мужчина все еще остаётся в роли ребенка. В его поведении мы наблюдаем несдержанность, ненадежность и безответственность. Он любит играть в азартные игры, и одним большим выигрышем стремиться решить все свои проблемы. Очевидно, его психологический возраст значительно меньше, чем фактический. Я бы дала не больше 10 лет. При этом сохраняется и его наивность и детская доброжелательность.
Почему же Сон-Ги-Хун любит играть в игры? И как он к этому пристрастился?
В игре он чувствует себя уверенней, здесь четкие правила и есть возможность быть на коне, в жизни же ему страшно и непонятно, а ещё безнадежно. Игра может сделать тебя царем мира за мгновение, в то время как реальная жизнь окунает в ничтожность каждый день. Не зря сериал начинается из воспоминаний Ги-Хуна, где он уверенно выигрывает в игру в кальмара будучи пацаном.
Можно пофантазировать в ответе на второй вопрос, почему герой стал игроманом. Одной из причин игромании может стать травматическое событие, которое у Ги-Хуна присутствовало, а именно потеря друга во время забастовки, которую он неоднократно вспоминает в сериале.
Попрощаться окончательно с наивностью и условно детским состоянием души ему помогает друг детства Сан-Воо, который показывает свое истинное лицо. Тогда красивые детские воспоминания для Сон- Ги -Хуна омрачаются взрослой реальностью.
После завершения игры и годовой депрессии, я бы сказала что главный герой вошёл в возраст подростка, новый цвет его волос – цвет ярости, как замечает режиссер, так же может служить примером подросткового бунта.
Випы и эстетика
Как говорил дедушка Иль нам, безграничность денег и власти убивают удовольствие от жизни, приходит пресыщение, которое порождает извращения. Об этом я говорила в ролике «Герои вне системы. Запрос общества на справедливость». Так вот, стремление ВИПов смотреть игру воочию, подойти ближе к игре, на мой взгляд, не случайно. Это желание почувствовать хоть какую- то остроту. Их ставки на игроков вторичны по своей сути, деньги не так важны для них, как ощущение азарта и напряжения. Но это не все. Випы находятся в максимальной безопасности, все продумано и просчитано для них, их окружает комфорт, уют и королевская эстетика игры. Но тот адреналин, что богачи хотели бы получить сами, получают участники игры. Поэтому, на мой взгляд, игра это своеобразная подмена, истинное бессознательное желание миллиардеров подвергнуть себя риску на грани жизни и смерти, чтобы почувствовать себя живым, но они отправляют вместо себя других. И так находясь в безопасности, лишь отчасти реализуют свои потребности.
Условная демократичность игры
Хотя игра преподноситься участникам как демократичная, но по итогу все сделано для удобства заказчика. Желание участвовать должно быть у игроков, для того чтобы на игру приятно и интересно было смотреть випам. Но остальные моменты игры полностью регулировались, начиная от правил и заканчивая манипулированием участниками. (Мы специально дали меньше еды, чтобы избавиться от слабых звеньев)
Или еще пример: дать ножи участникам перед игрой, но потом развести соперников, которые должны остаться в живых. Поэтому свобода и демократичность игры были условными и строго отрегулированными.
Причина популярности сериала
Мне кажется нельзя выделить одну конкретную причину популярности сериала, поскольку тут целое комбо факторов, которые в комплексе производят неизгладимое впечатление на зрителя.
1) Остросоциальная тема неравенства, займов, бедности, которую изначально и вкладывал режиссер. Это одна из тем на которые я лично очень остро реагирую, но, к сожалению, в популярности сериала она сыграла не ведущую роль.
2) Эстетика и красочность. Гробы в виде подарков, отличные декорации, запоминающаяся кукла, гротескные комнаты и инвентарь, яркие цвета – все эти моменты визуально цепляют и интригуют зрителя.
3) Смерть и жестокость. Как отмечала Мария- Луиза фон Франц в своей книга «Феномены тени и зла» люди любят страшные и жестокие истории, нас влечет к ним некая бессознательная сила. Не зря ведь триллеры, страшилки и детективы про маньяков имеют такую популярность.
4) Эмоциональное напряжение. Здесь много описывать не нужно, те, кто смотрел сериал отлично помнят ощущения, которые испытываешь, идентифицируя себя с героями.
5) Загадки. Множество загадок, масок, замалчивания, отсутствия реакций там, где они нужны были, постоянно держат в напряжении. Остается миллион вопросов о мотивации персонажей, об их жизни, мыслях, прошлом опыте. Даже с получением некоторых ответов, зритель все равно остается с этим внутренним голодом. Именно по этой причине сейчас Ютьюб и ТикТок пестрят уймой конспирологических теорий, догадок и скрытых смыслов, которых на мой взгляд там и нет.
6) Психологическая достоверность характеров персонажей и ситуаций.
Это я больше всего люблю и ценю в кино. Персонажи многогранны, узнаваемы, объёмны, понятны и продуманы. В той или иной ситуации ведут себя соответственно характеру. Плюс к этому очень здорово показана разница реакций в ситуации стресса и в обычной спокойной обстановке, где есть налет воспитанности и социальной приемлемости. Как, например, Сан-Воо, который помогает Али добраться домой, а в игре обманывает и предает.
К тому же, по сериалу можно смело учить социальную психологию. На самом деле очень здорово показаны различные социальные феномены: размытая ответственность, манипулирование толпой, формирование изгоев и лидеров, объединение в группы с вожаком и так далее.
7) Простота и узнаваемость игр дает каждому игроку шанс на выигрыш, а зрителю добавляет интриги, задора и упрощает восприятие сюжета.
8) Организованность происходящего. Не знаю на сколько этот пункт отзывается другим зрителям сериала, но для меня было впечатляющим насколько все было структурировано и организовано в игре, на сколько хорошо каждый из персонала знал свои обязанности и правила. Четко, точно, по порядку.
Вот такие мысли у меня появились после просмотра сериала «Игра в кальмара».
Спасибо за внимание. Всем удачи в самопознании.
Посмотреть ролик “Игра в кальмара. Крючки, смыслы и конспирология”