“Трасса 60”, на мой взгляд, относится к категории таких фильмов, которые легко могут обмануть доверчивого зрителя. “Мне просто нравится дурить людям голову”.
Поверхностный слой анализа фильма убеждает нас в том, что это кино о развитии личности и о стремлении к своей мечте. И правда, для этого здесь есть все необходимое: герой, который мучается внутренним конфликтом, плохой папа, мечта заниматься любимым делом, волшебник, который помогает со всем разобраться и путешествие, в котором герой через приключения и новые знакомства вроде бы меняет свой характер. Классический пример развития персонажа, да и анализ в принципе становится простым и понятным, если бы на одно но… «Мы видим то, что ожидаем увидеть, а не обязательно правду». Я думаю, на самом деле этот фильм повествует о личностной незрелости и нежелании меняться.
Зародиться этой идее помогли события и утверждения, по своей сути противоречащие друг другу.
Например:
О.Ж. Гранд представляется вначале фильма как своенравный сын Лепрекона, но никак не дьявол, поскольку второй заключает сделки, а первый всего лишь исполняет желания. При этом, чтобы исполнить свое желание, Нилу нужно прийти на 13 этаж и подписать контракт кровью.
Или утверждение О.Ж Гранда “Предпочитаю неизбежность, любое событие неизбежно, иначе его бы не случилось“. Это странная заявка для того, кто властвует на Трассе 60, где нужно делать выбор, тогда смысл всего путешествия теряется в корне.
В этом сложно разобраться до тех, пока не осознаешь с кем имеешь дело. (Цитата:”Я джокер в колоде жизни“). О.Ж. Гранд – это яркий пример архетипа Трикстера, но уже на современный лад. Трикстер в мифологии – это плут, обманщик, с переменчивым настроением и своенравностью в поступках.
Примерами Трикстера могут служить Джокер из фильма «Бэтмен» или бог обмана Локи, одержимость Трикстером я увидела в герое Ди Каприо из фильма «Волк из Уол Стрит».
Трикстер всегда привносит с собой путаницу, бессмысленность и нотки безумия, но при этом его присутствие вызывает некоторое удовольствие и очарование.
Исходя из вышесказанного, закономерно возникает вопрос: что же тогда таит в себе более глубокий слой анализа фильма? Что такое Трасса 60? И к чему на самом деле привело путешествие Нила Оливера?
Итак, давайте по порядку.
Нил Оливер – юноша, который обожает рисовать, встречается с девушкой, которую не любит, слушается отца и не может ему отказать. А еще у него огромные проблемы с принятием решений.
За функцию выбора в структуре нашей личности отвечает Эго – Я, которое является посредником между нашими «хочу», или Идом, и «надо», или Персоной. Эго прислушиваться к каждой части, взвешивает все «за» и «против», смотрит на ситуацию и принимает решение. Оно отвечает за то, чтобы части жили в дружбе и согласии, при этом желания личности удовлетворились в социально приемлемой форме.
Вернемся же к личности Нила. Вся трудность его жизни заключается в том, что его функция Эго как будто бы атрофирована. Он не умеет делать выбор, или правильнее сказать, не хочет. Причиной может быть то, что в детстве всякое самостоятельное проявление маленького Нила пресекалось, и выбор за него делал строгий уверенный отец, что поселило в душу мальчика сомнение, что он вообще может что-либо самостоятельно решить. В теории это еще называется выученной беспомощностью.
Внутренняя неспособность Нила сделать выбор проявляется постоянно в его повседневной жизни. Яркой иллюстрацией этой проблемы служит следующий эпизод: Цитата: “Надевать ли галстук на обед?” Важное решение. «Да»”. Пока его Эго делает выбор не делать выбора, и ощущает свое бессилие находясь между двух огней, окружающая среда реагирует на подобную ситуацию незамедлительно, и за него этот выбор делают другие.
Перлз определял зрелую личность, так: Зрелость – это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя.
На самом деле Нил не так прост и беспомощен, он знает, чего хочет (например, это видно в ситуации, когда он расстраивается, получив отрицательный ответ от компьютера), но боится сказать “нет” отцу, своей Персоне, что означает для него потерять свою опору. Этот поступок будет означать не только что он отделился (сепарировался) от родителей, но и что принял ответственность за свою жизнь, стал на путь зрелости, и вернул Эго его законную роль выбора.
Поскольку Нил длительное время, потакал отцу, и подавлял свои собственные желания, то накопившаяся энергия Ид выплескивается в сознание в виде Трикстера, он же О.Ж.Гранд. Эта в некотором роде теневая часть Нила, которая проецируется во внешний мир и навешивается всем, кто разделяет его желания и помогает в их осуществлении. Это объясняет множество ролей О.Ж. Гранда, он и официант, который поддерживает загаданное желание, он и попутчик в дороге, он и тот, кому везут посылку, он и мистер Оскар Уорен Джеймс – владелец картинной галереи, он и мистер Конрад наконец, который проводил конкурс живописи. Усматривая Трикстера во всех этих людях, Нил не только не может принять его в себе, принять эту безумную неконтролируемую часть, и этим сбалансировать свою персону, но и продолжает перекладывать ответственность за выбор на внешний мир.
Нил загадывает желание: Цитата: «Я пожелала ответа», «Ответа, ответа на что?» «На мою жизнь». Нечеткость его желания скорее отображает не философский взгляд на свою жизнь, а опять же показывает его личностную незрелость, ведь четко сформулированное желание – это выбор конкретного вопроса из множества, что предполагает конкретный ответ. Скорее всего, будь он смелей и осознанней его вопрос звучал бы так: Ведь все его приключения на Трассе 60 дают ответ именно на этот вопрос. Да и в принципе фильм в общепринятом плане трактуется именно так: нужно следовать за своими желаниями и не изменять увлечениям. Но под этой вкусной идеей скрывается другая – вредительная.
Нил отправляется на Трассу 60, где должно исполняться его желание. Если представить, что Нил путешествует по глубинам своего бессознательного, то все происходящие с ним события должны были помогать герою внутренне меняться, осознавать свои внутриличностные конфликты. Но это не так.
На Трассе 60 ярко проявляются две особенности, которые напрямую связаны с личностью Нила.
Первая особенность – полярность: все что происходит на трассе, можно четко поделить на черное и белое, хорошее и плохое, что облегчает Нилу задачу принять решение. Ну, например, отказать в сексе проще девушке, у которой было более двух тысяч половых партнеров, отказаться от сигарет легче, если это предлагает человек больной раком легких, выбрать девушку для себя проще, если она идеальна и полностью совпадает с тобой по интересам, адвокаты в городе Морлоу все неадекватные идиоты, это облегчает отказ от учебы в Бредфорде. Проще отказаться от наркотиков если ты видишь моментально их негативную сторону. Проще отказать отцу, если ты узнаешь, что в будущем ты его убьешь и погибнешь сам, из-за когда-то неправильно принятого решения.
Суть в том, что в жизни все совсем не так, и, если идеальные принцессы в замках и деление вещей на «хорошие» и «плохие» было для детства характерной особенностью, ведь так легче защитить ребенка от угроз окружающей мира, то когда человек взрослеет черные и белые краски жизни немного размываются и появляются такие моменты, когда только ты своим выбором решаешь к какому «цвету» отнести происходящее. Другими словами, жизнь многогранней, чем два контрастных цвета и как раз личный выбор и играет в этом решающую роль!
Но Трасса 60 не показывает основного закона зрелости: опору на себя в принятии решений. Она показывает, что выбор делать очень легко, ведь ты видишь где черное, где белое.
Нилу могла встретиться милая девушка, которой сложнее было бы отказать, профессионал адвокат, который верит в свое дело и вдохновляет окружающих своим энтузиазмом, но в том и загвоздка, что это усложняет выбор. Что Нилу не на руку.
Вторая особенность Трассы 60 – эгоцентризм. Здесь Нил особенный для всех, кого встречает. Для Трикстера он тот, кто из немногих пожелал не потребительства, для девушки попутчицы он первый, кто ей отказал, для рекламщика он один из лучших его работников, для Линн он принц, ему открывает тайну владельца галереи подлинников, он первый додумался как усмирить адвокатов Морлоу.
То есть на Трассе 60 Нил немало потешил свое юношеское самолюбие.
Что же в итоге? Нил разбивает шар, что служил внешней проекцией его собственной интуиции, то есть присваивает себе способность принимать решение без вспомогательных средств. Нил на инерции Трассы 60 легко разрывает с отцом и высказывает ему свое негодование, то есть сепарируется от родителей. Обретает наставника, который является проекцией его внутреннего образа Трикстера. Вроде все отлично, скажите вы.
Мистер Конрад, он же спроецированный Трикстер, является противоположностью отца, как и ожидалось, поскольку отец отвечает Персоне, а Трикстер Иду.
Потребность Нила в наставнике в принципе закономерна. Поскольку юноша стремиться развивать свои способности, ему нужен учитель для этой цели, но какие же характерные черты нового наставника и в чем их отличие от черт отца:
- Отец строг, Трикстер любить пошалить
- Отец рационален, Трикстер поддается настроению
- Отец прививает ответственность, Трикстер любить дурить головы людям
- Отец показывает сложность жизни, и пытается защитить сына от лишений, Трикстер показывает, что жизнь проста и все делится на черное и белое, которые претерпел сам
- Отец мужчина, Трикстер кастрирован. То есть Нилу, в отличие от взаимоотношений с отцом, с Трикстером не нужно соперничать и доказывать свою мужественность.
Как видим черты Трикстера, как и его место обитания на Трассе 60 значительно упрощают жизнь Нилу Оливеру.
Задача Нила была наконец-то включить Эго и дать ему возможность каждый раз выбирать между двух огней, опираясь на ситуацию, свои желания и социальные нормы, то есть Нил должен был научиться принимать решение самостоятельно.
Что делает Нил? Он отдает власть Трикстеру, и теперь подчиняется наставнику, который делает за него этот выбор. (цитата: «Наверное склероз, не помню, чтобы отдавал что-то на конкурс», «Вы оставили ее в мотеле, я взял на себя смелость послать»). Поменялись только декорации, а Нил не продвинулся в своем развитии.
Итого, можно с уверенностью сказать, что Трасса 60 – это дорога фантазий Нила.
Дорога фантазий в отличие от дороги подсознания показывает его реальные психологические проблемы, но не решает их, а удовлетворяет потребности в фантастичной преувеличенной форме. В своих грезах мы все совершенные и неповторимые, эти грезы отражают наш голод и трудности, но, к сожалению, не приводят к развитию, не меняют нас, а только дают иллюзорное желаемое.
Развитие зачастую проводит нас через боль, страх, неуверенность, отвращение к себе, уныние, но пройдя все круги ада мы приходим к понимаю проблемы, принятию себя и изменениям.
Нил выбрал более легкий путь, куда он его приведет, кто знает. Но, а нам остается сделать выбор на какую дорогу отправиться, на дорогу фантазий или дорогу перемен.
Спасибо за внимание. Всем удачи в самопознании!
Посмотреть видеоразбор “Иллюзия Трассы 60. В чем скрытый смысл фильма?”