ИРОНИЯ СУДЬБЫ. НЕСЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ

Ирония судьбы –  это фильм, который всем нам хорошо знаком:  мы каждый год пересматриваем его или просто натыкаемся, переключая каналы. Эта картина для многих с детства ассоциируется с Новым годом, праздничным настроением  и  салатом оливье. В фильме мне очень нравится дух времени, красота песен, юмор и игра актеров. Но сама история взаимоотношений, характер персонажей и их развитие вызывают у меня как психолога много вопросов. Более того, я считаю, что концовка фильма совсем не счастливая, а даже наоборот. Об этом и поговорим.

Отлично характеризуют персонажей ситуации, в которые они попали. Женя – безвольным телом отправился в другой город, вместо него приняли решение, затолкали в самолет и отправили в незапланированное путешествие. Это показательно для героя, ведь за него решения принимают окружающие, в основном женщины.

К Наде беспардонно вошел в квартиру пьяный незнакомец, при этом отлично к ее двери подошел ключ. Это говорит про диффузность, неустойчивость ее личностных границ, которые по итогу вообще превращаются в проходной двор (звонки в дверь, скандалы).

Ипполита заносит на машине, и это про невозможность выдерживать аффекты, которые его захватывают. Невозможность справиться с эмоциями, и скорее всего замена боли, грусти, печали, разочарования – гневом – самым безопасным для мужчины чувством.

Женя твердит полфильма, что он любит Галю, но по итогу выходит, что он отрекается от нее за одну ночь. Похоже, он ее не любил, как и Надя Ипполита. Но зачем она тогда крутит фотографией Ипполита перед носом Жени, вызывая у него безумные реакции, к слову такие же реакции, как у Ипполита, забавно правда?

У Жени в тени много наглости, самоуверенности и сарказма, зеркальных черт по отношению к чертам Эго – застенчивости и ведомости. Но они дремлют в тени. Кто знает, почему он таким сформировался, скорее всего важную роль в этом сыграли: влияние сильной матери, отсутствие отца и негативный опыт первой любви, которая досталась его лучшему другу. Тогда у Жени скопилось много яда внутри, который он периодически выплескивает своим сарказмом и шуточками. Правда с Надей это состояние вроде закрепилось на постоянной основе, как так вышло?

Юнг говорил «Все, что не осознаётся, становится в последствие нашей судьбой». Я убеждена, что Надя может служить примером того, как женщина, не осознающая себя и свои жизненные сценарии просто играет роли в мужских проекциях. В ее словах и действиях было мало осознанного и много бессознательного, пространного, диффузного. Помните фильм с Джулией Робертс, «Сбежавшая невеста», где героиня в каждых новых отношениях любила ту яичницу, которую любил ее партнер.

Непонятно про что Надя переживала, она давала реакцию и мужчина бросался ее спасать, защищать или успокаивать, не зная от чего. Эта неопределенность порождает множество догадок и проекций, и заключает в некоторую слиятельную тюрьму. Что-то вроде: я не понимаю, что происходит и почему, кто виноват и что делать.

Основательно убедиться в дифузности границы Нади, ее лёгкости в принятии мужских проекций на себя помогли три аспекта равные примерам троих ее отношений.

Первые отношения, которые нам озвучивают – это рассказ о женатом мужчине, любовная связь с которым длилась 10 лет. Надя не озвучила, что держало ее так долго в этих отношениях: сильная любовь, надежда, что бросит жену или незнание о том, что избранник женат. Мы знаем, только что она виделась с ним только два раза в будние дни, ненавидела праздники и выходные, и терпела это десятилетие. Рассказывает Надя эту историю очень грустным и подавленным голосом, но вроде исключается из уравнения то, что она выбирала оставаться в таких неудобных отношениях такой длительный срок.

Вторые отношения  – это отношения с Ипполитом. С порога мы сразу видим, какая Ипполиту нужна женщина, и Надя успешно выполняет эту роль. Удивительно, что спустя год отношений, они всё ещё продолжают вести себя так напряжённо, так играть и стараться. Хотя скорее, кажется что старается Надя, ведь Ипполит предполагаю, искренне верит в свою проекцию на нее. В его модели отношений он статный солидный мужчина, а женщина рядом муза, («Спой мне, я так люблю, как ты поешь») вдохновительница, нежная, очень женственная, немного глупая и рассеянная, чтобы он своей мужественностью и уверенностью мог ее спасать, подставлять плечо, быть каменной стеной. Ипполит воспитывает ее, как родитель, а она бегает возле него как принцесса  (он ее отчитывает, а она бежит примерять платье).

Третье – это появление садизма в отношениях с Женей, который для него был как сладкий мед. Похоже, она считывала неосознанно то, в чем он нуждается. Вспомните сцену с застегиванием  ботинка. Эта сцена напомнила мне «Венеру в мехах», Захера-Мазоха. Сможете представить такую картину с Ипполитом? Мне вот сложно. Более того, с Ипполитом она совсем другая. Этот садизм проявляется и в ситуации с фотографией, где она демонстративно ставит фото Ипполита перед Женей и запрещает его трогать. Что примечательно, Женя и Надя ничего не проясняли и ничего четко не обсуждали, это были либо эмоциональные игры, или пространные философские выражение. Никто не говорил ничего конкретного.

Вот почему сцена с пьяным Ипполитом произвела такой отрезвляющий эффект, как это не абсурдно звучит. Ипполит пришел и рассказал обо всем, что происходит, вывел на уровень сознания. То же, что и сделал Женя до этого про отношения с Ипполитом.

Про что переживали Женя и Надя, когда периодически вздыхали. Что мучало Надю: что она потеряла Ипполита, или что она потеряла возможность выйти замуж, или что Женя из Москвы, или что она не знает кого выбрать, или что у Жени есть Галя или что про нее подумают в школе? Непонятно. Но она приглашала Женю в утешение. Если на Надю легко ложиться проекция мужского идеала, то тогда мужчина включается в эти взаимоотношения по типу рыцаря, который убьет противника. Как спокойный и застенчивый Женя по итогу превратился в Ипполита. Женя стал самоуверенным, нахальным, демонстративным  и ревнивым. Стоит ли говорить, что он обрел свою уверенность или Надя позволила ему появиться подобным поведением?  Превратившись для него в идеальную женщину, она вроде пробудила эти теневые дремлющие качества к жизни. Для Жени казалось, что Надя его изменила, но по итогу они танцевали вместе свой бессознательный невротический танец. Где она Венера в мехах и идеал, муза и королева, которая властвует и безутешно вздыхает одновременно, она своей непонятностью погружает и мужчину в этот бессознательный процесс. Я не знаю её, но, кажется, что знаю (потому что проекцию свою вложил) и готов бороться до конца.

Своеобразные садистические и мазохистические отношения одновременно, где жертва и тиран все время меняются местами, а потом сливаются в экстазе объятий.

И здесь мне важно отметить, что несчастливым концом я считаю пребывание в этой бессознательности, потому что я предполагаю, какие проблемы начнутся в их паре, если они продолжат в том же духе. И как интересно, что в продолжении фильма ,в «Иронии судьбы 2», Женя и Надя не были вместе, как будто эта тоска по утраченному, растянутая на всю жизнь лучше, чем разрушение сказки невротической любви.

Эпилог

Очень любопытно, при создании образа Нади изначально было много притворства, поскольку персонажа создавали

три человека. Внешность и сексуальность Барбары Брыльской, нежный голос озвучки Валентины Талызиной, и шикарный голос песен – Аллы Пугачевой. Такой себе микс для создания идеального образа.

В итоге союз Жени и Нади и красивое воссоединение в конце, мне кажется не про любовь, а про взаимное согласие продолжать не разбираться со своими проблемами в отношениях, а слиться во взаимном экстазе и танцевать дальше невротический любовный  танец. («Мы не можем перестать обниматься»)

Спасибо за внимание! Всех с Новым годом!

 

Посмотреть видео “Ирония судьбы. Несчастливый конец

Посмотреть видео “Ирония судьбы. Как работает проекция”