Больше интересного контента в Телеграм-канале “И внутри тебе станет легко”
Никогда не думала, что картина подобного жанра настолько мне придётся по душе, но «Клуб Завтрак» завоевал мою горячую любовь.
В этом разборе мы с вами изучим жизненные сценарии каждого из персонажей и поисследуем что же все-таки произошло с подростками, когда они одним субботним вечером вышли из школы другими.
Немного теории
Эрик Берн в своих ранних работах обозначал сценарий как «бессознательный жизненный план». В более поздних трудах можно встретить такое определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».
Что тут важно отметить, что совершенно несущественно как мы назовем этот план. В гештальте мы бы могли говорить о незавершенных гештальтах, полученном опыте и творческом приспособлении личности к родительским требованиям, в юнгианстве сказали бы про формирование Эго-комплекса и укрепление жесткой Персоны личности и так далее. Но здесь важна не сама терминология, а влияние, которое она оказывает на жизнь личности. Как говорил Юнг, то, что не осознается человеком, становится впоследствии его судьбой.
Персонажи
Жизненные сценарии персонажей очень типичны и умышленно выпячены, утрированы. Тут у нас есть:
- Принцесса – Клер, богачка, популярная девочка в школе,
- есть Преступник, задира – Джон,
- есть спортсмен, победитель – Эндрю,
- умник и идеальный гражданин Брайан,
- и чудачка отшельница Элисон.
За каждым сценарием персонажей лежит родительский посыл, что отчётливо демонстрирутеся в фильме. Что характерно, этот образ стал их социальной реальностью, то есть если кто то из ребят «оступиться» в проигрывании своей роли, то социальное окружение тут же напомнит им как «правильно» себя вести. Что примечательно, их социальные роли поддерживает не только окружение, они сами подвержены стереотипам восприятия, когда это касается ребят из других социальных групп. К примеру, Брайан демонстрирует свое превосходство над Джоном, когда рассказывает про кружок труда.
Сами подростки так же не очень счастливы в своих ролях, но при этом мучаются дилеммой: привычно следовать роли, которая душит и угнетает или выйти из нее, столкнувшись со своим страхом и утратой безопасности.
Внутренний конфликт
Клер боится потерять статус крутой девчонки, но при этом чувствует его тяжесть, чувствует давление на неё этого
образа, она точно понимает, что искренность и правда ее главные враги.
Джон боится показать свою слабость и уязвимость, ведь за этим как показал его опыт последует наказание. При этом потребность в близости и контакте с другими людьми остается, поэтому он реализует ее своим извращенным способом – через нападки и задирание.
Для Эндрю страшно проиграть, проиграть даже в соревновании с папой, проиграть в стремлении быть крутым и соответствовать этому образу.
Но, даже допустив мысль о том, что он не хочет соревноваться и соответствовать нарисованному отцом образу – уже вызывает серьезный кризис. Если я не хочу соревноваться, побеждать и соответствовать – выходит что я ничтожество, я никто.
Брайан боится перестать быть самым умным, утратить этот статус, или того что может угрожать этому статусу. Внешняя оценка этого ума для него важнее всего. Оценка его определяет. С другой стороны давление в этой сфере порождает агрессию, которая направляется на себя вместо того, чтобы взбунтоваться миру.
Элисон боится быть увиденной, но при этом страстно этого жаждет. Она одевается и вёдет себя так, чтобы ее не замечали , но запрашивая внимание она неосознанно вызывает удивление, отвращение или отторжение. Она заметна в своей странности, потому что стать обычной для нее может означать полное исчезновение, ее опыт показывает, что внимание можно получить только неадекватным поведением.
Сценарии определяют персонажей и кажется, что без них подростки ничего из себя не представляют. Ребята цепляются за эти роли как за единственную идентичность, которую они способны вынести, как будто это единственное чем они могут гордиться и в чем они хороши. Родительские посылы внедрены так глубоко и надежно, что каждый из персонажей безукоризнен в своей жизненной роли, пока не случается школьное наказание.
Терапевтическая группа
Вначале мы видим как каждый продолжает играть свои роли, сохраняя статут кво. Первая парта – успешные и популярные, задняя парта – странная чудачка, которую все избегают как прокаженную и которая ни с кем не дружит, вторая парта – умник, которого сразу сгоняет местный задира. Задира в свою очередь подчеркивает свой статус определяя слабого и утверждаясь за счет него и демонстрирует свою доминантность закинутыми ногами на парту. Распределение ролей произошло.
Но по мере сближения и самораскрытия эти жизненные сценарии претерпевают изменения, это похоже на то, как обычное укоренившееся движение по отточенной колее частично изменяет свой путь. Получая новый опыт взаимодействия – ребята получают возможность пересмотреть свой жизненный сценарий, свою колею, и что самое важное, социальная среда в виде новоприобретенных друзей не возвращает их обратно, а поддерживает в новом опыте.
На самом деле этот клуб выходного дня очень похож на терапевтическую группу, в которой закономерно разворачиваются терапевтические процессы, но в этом случае эта группа без ведущего является саморегулируемой. Мало того группа очень податливая к изменениям и осознанно работающая. С очень большой долей вероятности, эти ребята, встретившись так в реальной жизни не смогли бы пройти такой терапевтический путь, но все же их работа по осознаваниям вдохновляет.
Мы наблюдаем как первоначальное распределение ролей превращается в терапевтический круг. Сидя в этом кругу, делясь чувствами, конфликтуя, открываясь и нападая, плача и смеясь каждый из них с помощью других проделал колоссальную внутреннюю работу.
Инструментарий
Какие психологические упражнения были неосознанно использованы ребятами, когда они отбывали свое наказание, и которые очень помогли им проработать свои жизненные сценарии, прожевать, осознать и изменить восприятие реальности.
1. Упражнение «Еда».
Первое яркое знакомство и встреча с каждым из них происходит, когда ребята изучают вкусовые привычки друг друга. Эти привычки многое о них могут поведать, о них и о способе заботы о них родителей. К примеру, Брайан получает питательный сбалансированный обед, а у Джона нет ничего. Клер с аккуратно упакованными суши и Элисон совершенно ужасно создающая бутерброд и отвратительно его поглощающая.
2. Упражнение «На безопасность»
Второе как бы упражнение – это момент, когда они курили травку. Сразу хочу отметить, что я категорически против таких вещей. Но поскольку в фильме этот момент ярко представлен, его сложно обойти стороной с точки зрения психологического анализа. Так вот, чтобы покурить вместе как минимум нужно уже обладать определённой степенью доверия друг к другу, поскольку после употребления наркотиков теряется контроль и смываются некоторые социальные ограничения.
3. Упражнение «Что в сумке»
Упражнение на доверие и на познание себя и членов группы. На самом деле я даже учувствовала в таком упражнение, когда еще была студенткой и посещала обучающую терапевтическую группу. Участнику предлагалось показать все предметы из сумки или только их часть, на его усмотрение. Очень любопытно исследовать чувства, которые возникают при прохождении этого упражнения. Оно показывает у кого душа на распашку с первых минут знакомства, кто не может открыться до конца спустя месяц совместной групповой терапии, кто чем живет, чего стыдиться, чем увлекается и чего боится. Личные вещи могут многое рассказать о человеке.
4. Упражнение «Что бы ты сделал за 1 миллион долларов»
Расширение границ возможного и опять же знакомство с внутренним миром каждого из участников.
5.Упражнение «Что ты умеешь»
Выход за грани социальных ролей, где каждый может поделиться каким-то сокровенным, смешным, забавным или очень личным умением. Еще одно упражнение, чтобы открыться и узнать друг друга лучше.
Результат
Итак, что психологически ценного для себя за этот день добился каждый из ребят:
Клер – осознание своей зависимости от мнения окружающих, друзей и близких, осознание зависимости от образа, которому она должна соответствовать и принятие некрутого решения завязать отношения с Джоном. Клер получила новый опыт поддержки ее в других образах – стеснении, отвращении, страхе, уязвимости.
Элисон – смогла привлечь внимание, которое так жаждала не путем странных действий
или вызывания отвращения к себе, а просто открыв лицо, позволив себе стать обычной и получив опыт внимания даже к ней в обычной роли.
Брайан – обрёл друзей и поддержку среди тех, для кого не настолько важны ум и успеваемость, и что самое важное смог оценить свое произведение, дать оценку себе самому, чем мог снизить напряжение от ожидания внешней оценки.
Эндрю – осознал, что идет не своим путем и настолько утратил в этом себя, что начал действовать против своих желаний. Эндрю осознал свою непохожесть на отца и отчаянное стремление следовать его примеру, даже когда этого ему делать не хочется. А так же проявил эмпатию к обиженному им парню и ощутил злость на родителя.
Джон – дал возможность другому приблизиться к нему не через сексуальные отношения, а душевно, ощутил близость, которую не мог раньше выносить. Мы видим чем больше к его душе подбирались ребята, чем больше ему начинала нравится Клер, тем агрессивнее он на них кидался, тем больше их задирал. Это его обычная реакция защиты от уязвимости в близости со значимым другим. Поскольку опыта защищенной близости и привязанности он в своей семье не получил. Джон проявил свою слабость и уязвимость, и по итогу не был отвергнут. Он смог показать черты, выходящие за образ преступника – самопожертвование, боль, уязвимость, заинтересованность, искренность.
Эпилог
Фредерик Перлз отмечал: «Если у вас есть характер, значит, вы выработали ригидную систему. Ваше поведение становится предсказуемым, вы теряете способность свободно контактировать с миром и со своими ресурсами. Вы реагируете на события согласно одной жёсткой схеме, которую предписывает характер. То, что я скажу, может показаться парадоксальным: у самой богатой, самой продуктивной, творческой личности характера нет. Наше общество требует, чтобы у человека был характер и не просто характер, а хороший характер, чтобы он был предсказуем, управляем и так далее”.
Не берусь утверждать, что Перлз абсолютно прав в своем утверждении, но что точно поддерживаю так это гибкость и открытость к проживанию нового опыта. Чтобы не жизненный сценарий владел нами и предрешал нашу судьбу, а мы осознанно использовали его как один из множества доступных нам инструментов самоисследования и самореализации.
Спасибо за внимание! Всем удачи в самопознании.
Клуб “Завтрак” / Смысл / Групповая терапия /Жизненный сценарий