Фильм «Крупная рыба» – это маленький шедевр Тима Бертона. Признаться честно, это один из моих любимых фильмов. Возможно, поэтому его анализ дался мне весьма непросто, а может потому, что понять все странности этой истории не каждому под силу.
Разбор будет состоять из двух частей, в этом ролике я немного отклонюсь от своего обычного способа разбора фильма. Здесь истории Эдварда Блума выступают источником его подсознательных образов и метафор, остальные же моменты фильма буду отображать его окружающую действительность.
Второй ролик я так же посвящу его историям, но как они могут восприниматься сами по себе, без включения его личностных смыслов, остановлюсь на том, какие послания могут нести благодарному слушателю и чему учить.
Эдвард Блум прожил интересную и насыщенную жизнь, он не сидел на месте и все время искал приключений, которые в метафоричной и несколько преувеличенной форме он рассказывал людям. Его нельзя назвать хвастуном или фантазером, оторванным от реальности, поскольку Эдвард вполне общительный, адаптированный к социуму человек, который вызывает своими рассказами скорее не зависть, а всеобщий восторг. Правда, не все разделяют его увлеченность подобными сказками. Его родной сын Уилл откровенно не принимает отца, что порождает серьезный конфликт между ними.
Что же такого в этих историях, почему они раздражают Уилла и какие личные мотивы и внутриличностные конфликты самого Эдварда в них присутствуют?
Каждая из рассказанных Эдвардом историй его жизни имеет определенный набор характеристик, особенностей, которые помогут понять личность самого героя.
1. Это преувеличение, гиперболизированость происходящего; все события, вещи и люди из его рассказов специально раздуто преувеличены. Если великан, то 15 футов, если подарить цветы, то целое поле, если лежать в кровати из-за болезни, то целых 3 года.
2. Фантастичность. Тут примерами могут служить истории о ведьмах, оборотнях, или о странностях города Мираж.
3. Наличие повторяющихся мотивов:
– Мотив крупной рыбы, или улова.
– Мотив постоянного движения и страха остановки.
Каждый из этих параметров несет свою смысловую нагрузку для понимания личности Эдварда.
Формирование его внутриличностных конфликтов или же ощутимое усиление уже существующих произошло в детстве Это отображает история о гигантификации. Возможно реальная или несколько преувеличенная необходимость находиться длительное время без движения из-за болезни могла возыметь сильный эффект на ребенка, что в последующем определило его характер и судьбу. Вероятно он ощутил сильный страх смерти, что вылилось в итоге в два глобальных его страха:
1. Страх быть обычным, посредственным, не иметь изюминки, быть как все, ничем не выделяться.
2. Страх быть никчемным и ничего в жизни не добиться.
То есть закончить жизнь посредственностью и неудачником.
Каждый из нас несет в себе набор противоречивых качеств, мы бываем смелые и трусливые, умные и глупые, оригинальные и посредственные. Отдельная жизненная ситуация или случай могут показывать разные наши стороны и идеально здоровый человек принимает себя всякого. Я не зря сказала идеально здоровый ведь таких просто не существует и зачастую у нас все происходит не так, и в кавычках некрасивые черты или те с которыми сложно встречаться не принимаются, и в итоге уходят в Тень, вытесняются, и проявляются в виде страха или ненависти к людям, обладающими этими неприятным для нас качествами.
Что же получается в итоге? Мы откалываем часть своей личности и прячем ее глубоко в чулане своего бессознательного для того, чтобы не переживать всю гамму неприятных чувств, которые появляться, признай мы свое несовершенство.
Вот так было и у Эдварда. Его полюса несовершенств – это
- Посредственность как противоположность оригинальности и
- Никчемность как противоположность успешности.
Они пугали настолько, что он вынужден был убегать от них всю свою жизнь, и лишь перед самым ее концом наконец-то встретиться.
Где мы можем найти подтверждение описанных страхов и как следствие внутриличностные конфликтов, с ними связанных:
История о гигантификации начинается при воскресном служении, он начал расти прямо на глазах. Что может более ярко отражать обычность и обыденность существования, как не постоянное посещение воскресного богослужения на ряду со всеми, быть как все.
Когда он читает книгу во время своей болезни, он находит истории о карасях. (цитата из фильма о том, как караси вырастают крупными только в крупном водоеме) Крупной рыбой он сможет стать в большом городе, то есть добиться успеха, стать успешным, чтобы не остаться не реализовавшим себя неудачником из провинции.
А теперь вернемся к характеристикам историй:
Мотив крупной рыбы обозначил стремление добиться успеха и все что с этим было связано. Его личные достижения и выборы – это его своеобразный жизненный улов.
Фантастичность историй должна была подчеркивать необычность, оригинальность его личности. Что-то вроде: оригинальные события происходят с оригинальными людьми.
Гиперболизированость историй была призвана усилить эти черты, усилить их эффект, ярче почувствовать себя на полюсе положительных характеристик.
Мотив постоянного движения помогал не встречаться со своими страхами, убегать от них в деятельность и путешествия. (Вставка из фильма: никогда не любил сидеть дома).
Внешним проявлением его внутренних противоречий и выступил конфликт из сыном, который всеми усилиями пытался увидеть обычность отца, показать, что он простой неудачник, который прикрываеться красивыми историями и раздувает свою значимость придуманными подвигами. Сын был отражением внутренних процессов самого Эдварда, который упорно отказывался принять в себе другую неприятную сторону своей личности.
В уже преклонном возрасте Эдвард заболевает раком. Психосоматика онкологических больных говорит о их нежелании жить в тех условиях, которые сложились, нежелании пережить травмирующую ситуацию, внутренней трудности приспособиться к новым условиям среды. Таковыми условиями были его преклонный возраст, необходимость остаться дома, прекратить работу с выходом на пенсию, то есть остановиться. Остановка для него означала встречу с теми демонами которые гнали его по жизни и пугали в путешествиях постоянным злобным дыханием в спину, подстрекали и мотивировали не останавливаться. Встречу со своими страхами он не выдержал что и проявилось в страшном заболевании.
Но все же, Эдвард Блум смог соприкоснуться ненадолго со своими страхами, в тот момент, когда у него уже не оставалось выбора. А именно на смертном одре. К сожалению, перед лицом смерти все мы одинаковые: обычные, ничем не примечательные. Как говорит нам избитая фраза: для смерти не важно кто ты – король или слуга. Именно в этот грустный момент фильма Эдвард познакомился с другим полюсом своей личности, слабый, уставший и угасающий человек. Его внутренний процесс интеграции отображается на сыне, который увидел отца обычным человеком, увидел то, что он хотел увидеть все это время.
Уилл начинает рассказывать оригинальную сказочную историю смерти Эдварда. Он меняется в ответ на внутренние изменения отца.
Эдвард Блум уходит из жизни. Его жизненный выбор не привел его к целостности, он не смог встретить свою тень и предпочел убегать от нее. И тут мы подходим к самому главному. Доктор Беннет в фильме говорит Уиллу (вставить фразу о выборе истории).
Сделай Эдвард шаг навстречу вытесненным частям личности, возможно, не было бы этих прекрасных историй, которые мотивируют и вдохновляют его слушателей.
И вроде как положено вывести мораль этого разбора, но мне хочется закончить этот ролик вопросом: а какую историю выберете для себя вы, мою или все же рассказанную Эдвардом Блумом?
Спасибо за внимание. Всем удачи в самопознании!
Посмотреть видеоразбор – Фильм”Крупная рыба”. Психологический обзор. Часть 1