ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО. ЖЕНСКАЯ МУДРОСТЬ

Эта статья будет посвящена исключительно женской половине моих подписчиц, потому что я глубоко убеждена, что только они смогут интуитивно понять, что я хочу им сказать. Да и разбором в классическом смысле этого слова ролик сложно будет назвать, скорее это совокупность неосознанных ощущений и переработанных осознаний, которые я получила после просмотра фильма «Лоскутное одеяло».

Первое, что я сделала после просмотра, это порекомендовала фильм всем подписчицам с обязательной припиской – смотреть в одиночку или с подругой. Мне кажется, это очень важно. Вышло так, что с этим фильмом у меня связана личная история.

Очень длительное время, годами, мне снился один и тот же сон. Я все еще учусь в школе в 11 классе, в который пришла после университета. Мне пришлось вернуться сюда, потому что важно закончить обучение. Этот  сон в разных вариациях снился мне долго без разрешающего финала. Иногда я возмущалась во сне, насколько абсурдно учиться повторно, иногда принимала как должное, но всегда пропускала занятия и не записывала конспект, всегда не учила урок.

И только однажды, после того как я посмотрела фильм «Лоскутное одеяло» и надолго замерла в раздумьях, сложных чувствах и переживаниях, я увидела другой сон. В этом сне я училась в университете и сдавала диплом. Один диплом у меня успешно приняли, второй я готовила к сдаче, у меня было много конспектов и целая работа. Похоже, фильм показал мне мой несданный женский экзамен.

Ощущения, которые я испытала после просмотра картины, практически идентичны тому, что я чувствовала, читая Клариссу Эстес. И это совсем не случайно.

Происходящее в фильме воспринималось интуитивно, практически на чувственном уровне. И я с горечью подумала о том, что даже если бы захотела объяснить мужчине, что вызывает этот фильм и что он несет для нас, я бы не смогла, да он бы и не понял.

Женский клан.

Как мужчины, так и женщины нуждаются в наставничестве. Но если образ мужского наставничества в нашем сознании формирует картины обучения охоте, ремонту или какому-то ремеслу, историями невиданных приключений, то исконно женское наставничество связано с рукоделием, земледелием и женскими посиделками. Рассказывая истории и делясь своей мудростью, пожилые женщины могут передать опыт и знания молодым девушкам, опыт боли, разочарований и крушения надежд, опыт радости и умения справляться с жизнью, с ее ударами и подарками.

Однажды мне приснилось, что я рассказываю сказки и чувствую: кто-то ободряюще похлопывает меня по ступне. Я смотрю вниз и вижу, что стою на плечах старой женщины, а она придерживает меня за лодыжки и улыбается, глядя на меня снизу. Я говорю ей: – Нет-нет, это вы должны стоять у меня на плечах: ведь вы старая, а я молодая. – Нет-нет, – возражает она, – все как раз так, как положено. И тут я вижу, что она стоит на плечах женщины, которая гораздо старше ее, а та – на плечах еще более старой женщины, а та – на плечах женщины в пышном одеянии, а та – на плечах еще одной души, а та – на плечах…

 

Кларисса Пинкола Эстес “Бегущая с волками”

Собственный опыт.

Но даже слушая своих старших наставниц, каждая молодая девушка хочет получить свой собственный жизненный опыт, набить свои собственные жизненные шишки. Это стремление прожить свою жизнь, а не смотреть на чужую со стороны.

Майя рассказывает историю своей жизни, предупреждая Финн об опасности необдуманных страстных поступков, но Финн важно сделать собственные ошибки.

Ступай в лес, ступай! Если никогда не пойдешь в лес, с тобой никогда ничего не случится и твоя жизнь не начнется.
Кларисса Эстес

Крушение иллюзий.

В истории каждой женщины  есть момент надлома, момент истины, когда она видит, что жизнь не похожа на ее представления о ней. Острая боль заставляет молодых женщин прикоснуться к реальности. Когда мечта о принце разбивается ранней беременностью и брошенностью, когда юношеские мечты и иллюзии уходят вместе с оставившим тебя мужем, когда искреннее восхищение  тобой твоего мужчины перетекает на другие музы.

Работая с девушками старше шестнадцати лет, которые убеждены, что мир хорош, если правильно с ним обращаться, я всегда чувствую себя старой седой собакой. Мне хочется прикрыть глаза лапами и застонать, потому что я вижу то, чего не видят они, и знаю, особенно если девушки упрямы и своевольны, что они хотя бы раз с бездумной храбростью пойдут навстречу хищнику, пока потрясение не заставит их пробудиться.

Все существа должны знать: на свете есть хищники. Без такого знания женщина не сможет спокойно разгуливать в собственном лесу, не опасаясь быть растерзанной. Понять хищника – значит превратиться в зрелое существо, которое не может стать жертвой собственной наивности, неопытности или глупости.
Кларисса Эстес

 

Боль. За крушением иллюзий незамедлительно следует душевная боль, с которой приходиться встречаться, которую приходиться принимать. Эта душевная боль отрезвляет и помогает вынырнуть из мира иллюзий в реальность, оглядеться, приспособиться, отрастить зубы.

…хорошая идея: исчислять женский возраст не годами, а боевыми шрамами.

– Сколько вам лет? – иногда спрашивают люди.

– Семнадцать боевых шрамов! – отвечаю я.

Обычно меня понимают сразу и тут же начинают увлеченно подсчитывать собственный возраст по числу боевых шрамов.

Если вас спросят о национальности, этническом происхождении или кровном родстве, улыбнитесь загадочно и скажите:

«Я из клана раненых».

Кларисса Пинкола Эстес “Бегущая с волками”

Женская судьба.

По итогу женщины сплетают красивый узор опыта из лоскутов собственных жизней, который передают Финн. Это тяжелое, но одновременно болезненно приятное чувство, когда укрываешься этим лоскутным одеялом  и прикасаешься к женской мудрости. Это узор из боли, расставаний, потерь и потрясений, радости, побед и искренней близости, поддержки и предательства, жажды жизни и страха перед ее концом, увядания и расцвета, красивый узор

под названием «Жизнь».

Камзол отпущения

Иногда, работая с женщинами, я учу их мастерить из ткани или других материалов камзол отпущения – длинный, до самого пола. Камзол отпущения – это наряд, на котором в виде рисунков, надписей, всевозможных нашивок и наклеек подробно изображены все бранные слова, которые женщине доводилось выслушать, все оскорбления, все обвинения, все травмы, все раны, все шрамы. В нем находит выражение ее опыт пребывания в роли козла отпущения. Одним, чтобы сделать такой камзол, достаточно одного-двух дней, другим не хватает и месяца. Он очень помогает подробно вспомнить все обиды, удары и раны, которые выпадают на нашу женскую долю.

Сначала я сделала камзол отпущения для себя. Скоро он стал таким тяжелым, что хоть призывай хор муз, чтобы несли шлейф. Я собиралась сшить этот камзол отпущения, а потом, собрав на него весь душевный хлам, сжечь все сразу и таким образом избавиться от некоторых старых ран. Но, вы знаете, я подвесила его к потолку в коридоре, да так и оставила; и каждый раз, проходя мимо, я чувствовала себя не хуже, а лучше. Я обнаружила, что восхищаюсь ovarios тех женщин, которые, нося на себе такие камзолы, способны ступать гордо, петь, творить и помахивать хвостом.

Кларисса Пинкола Эстес “Бегущая с волками”

 

Я уверена, что в наше время женской эмансипации я рискую вызвать бурю негодования в свой адрес, обвинений в ведическом проповедовании, старомодности и прочему. А еще претензий о том, что мужчины и женщины по факту совершенно не отличаются друг от друга. У меня на это есть ответ. Быть целеустремленной и интегрировать своего внутреннего мужчину – совершенно не зазорно, а очень даже хорошо. Но очень и очень плохо овладеть своей внутренней мужественностью, при этом даже вскользь не прикоснувшись к истинно женской части своей личности, своему ядру. Печально слишком поздно обнаружить, что женщина внутри изранена нашими собственными стрелами установок и нашей собственной внешней борьбой, женщина внутри, которая умеет любить, прощать, верить и наслаждаться. Изранена та, которая умеет слушать и слышать мудрых старух, которые рассказывают жизненные истории своей нелегкой судьбы.