ПОБЕГ ИЗ ШОУШЕНКА. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФОРМУЛА ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 1

Хотя я не являюсь фанатом фильмов о тюремной жизни, все же у меня нет оснований спорить с тем, что фильм «Побег из Шоушенка» по-настоящему замечательное кино.

Шоушенк для меня – это своеобразный экзистенциальный коктейль, выпив который уже сложно смотреть на жизнь как прежде. Более того, мне кажется, очень важно узнать ингредиенты этого напитка, их пропорции и взаимодействие, дабы вывести некую экзистенциальную формулу жизни. Конечно же сложно претендовать на ее всеобъемлющую абсолютность, но возможно какую -то важную часть нашей жизни мы попробуем поисследовать.

Итак, экзистенциальная формула жизни Шоушенка:

В эту формулу входят четыре компонента:

1 компонент – судьба,

2 компонент – надежда,

3 компонент – свобода и

4 компонент – смысл,

которые порождают дополнительные элементы структуры:

ответственность, крепость духа, смелость, человеческое достоинство, жизнестойкость, вера.

Эти четыре компонента, которые тесно переплетены друг с другом, отображали мироощущение Энди и делали его жизнь осмысленной и наполненной.

Судьба

Судьба – это нечто предопределенное, но у нас всегда остается возможность сотрудничать со своей судьбой, бросать ей вызов или бороться. В этом месте судьба тесно связывается с понятием свободы.

Судьба проявляется на 4 уровнях:

*космический

*генетический

*культорологический

*судьба как стечение обстоятельств

На мой взгляд судьба Энди проявилась в двух аспектах – судьбы как стечения обстоятельств, когда измена жены, купленный пистолет, жестокий грабитель и двойное убийство привели Энди на скамью подсудимых.

И генетический аспект судьбы – это характер Энди. В этот аспект судьбы Ролло Мэй включает врожденные особенности тела и психики, шизоидный тип личности, которым обладал Энди, как мы знаем, формируется из-за сильной чувствительности нервной системы. Чувствительность формирует плотный защитный слой шизоида, что внешне проявляется через его эмоциольную холодность.

Эта внешняя холодность стала частью судьбы Энди:

*измена жены произошла из-за проблем во взаимоотношениях,

*затем в невозможности поделиться этим своим состоянием с близкими (излить душу), он покупает пистолет

* и наконец скамья подсудимых, где эта холодность ужесточила приговор.

С другой стороны, пример Энди показывает как судьбу можно взять в коллеги, когда его же характер, послуживший одной из причин заключения, помог Энди выжить в неволе. Здесь мы подходим к пониманию судьбы не только как источника ограничений, но и источника возможностей.

«Те люди, которые зачастую оказываются способными принять неизбежное также демонстрируют наибольшую продуктивность и способность получать удовольствие и радость».

Ролло Мэй

Судьба – это некий узор, включающий в себя ограничения и дары, что и есть определенные “данности” жизни…именно в те моменты, когда нам приходится столкнуться с этими ограничениями, и рождается наша способность к созиданию чего-либо. Наша судьба не может быть сведена на нет; мы не можем ее стереть или заменить чем-то еще. Но мы можем выбирать, каким будет наш ответ, как мы будем претворять в жизнь те дары, которые были нам даны“.

В этой цитате Ролло Мэй подводит плавно к понятию свободы. Но наш путь к компоненту свободы лежит через надежду.

Главный закон судьбы: судьбу мы не выбираем – сотрудничай с ней, принимай, спорь, борись, но никогда не отрицай.

Надежда

Первая ночь в Шоушенке, как говорит Рэд, самая сложная. (Цитата: “Ты понимаешь, что теперь это твой дом,что все это реальность, что старая жизнь сметена в одно мгновение”). У заключенного идет внутренняя борьба, где итогом человек на экзистенциальном уровне принимает решение – он будет с этим мириться, или для него все потеряно, он будет с этим справляться или он не готов к борьбе. В эту ночь решается дальнейшее будущее заключенного. Если человек слаб духом, если ему не на что опереться, он ломается – что мы можем четко увидеть по заключенному, которого впоследствии Хедлей забил до смерти. В этот момент у Энди рождается или проявляется фундаментальная надежда, то ощущение, когда ты говоришь себе: “еще не все потеряно”. Пока я жив нельзя говорить сто процентов, что моя жизнь никогда не наладиться. Фундаментальная надежда может стать той подушкой безопасности, на которую приземляется человек, когда впал в самую глубокую яму отчаянья и страдания. Это та надежда о которой говорит Лэнгле в своем докладе: надежда созвучна со словом вдох, дыхание, пока я жив надежда не потеряна.

Но эта фундаментальная надежда для Энди не была единственной, ведь можно сказать был еще один ее слой, более предметный – надежда на освобождение, надежда на жизнь вне серых стен. Именно надежда дала толчок для проявления следующих экзистенциальных компонентов, а именно свободы и смысла.

Справедливости ради нужно заметить, что надежда по своей сути терпелива, опирается на реальность и дает энергию для активности, в то время как нетерпение связано с завышенными ожиданиями чего-то конкретного, что и отчасти мы могли видеть в поведении заключенного, который не справился с задачей первой ночи в тюрьме, и у Энди, когда он сорвался на начальника.

Главный закон надежды: позволь надежде поселиться в твоем сердце, откройся ей, как впоследствии откроешься жизни.

Свобода

Надежда приводит в действие следующий компонент формулы – свободу. Ролло Мэй делит свободу на два аспекта: свобода действий (экзистенциальная свобода) – это наши поступки, внешняя свобода и свобода бытия (эссенсиальная свобода) – это наши мысли, внутренняя свобода.

Энди, опираясь на свободу бытия реализует свободу действий в тех рамках, что были ему даны. Можно сказать, что свобода действий не могла проявиться у Энди в полной мере из-за физического ограничения свободы, но он прекрасно реализовывал ее через свободу выбора.

Свобода выбора предполагает ответственность и разочарования, именно из-за этого многие люди бояться принять на себя подобного рода свободу и предпочитают делегировать ее на других людей, на правила, на догмы, на Бога. Эти каноны и правила ослабляют тревогу и страх, которые следуют по пятам за свободой выбора.

Примером реализации свободы выбора Энди можно считать ситуацию на крыше, когда с одной стороны он мог сохранить свою безопасность и молча работать дальше, с другой же – воспользоваться возможностью, взяв на себя ответственность за принятое решение.

Энди носил свою свободу, как невидимый пиджак, и хотя он находился за решеткой, никогда не походил на заключенного“. Стивен Кинг

Эсенсиальная свобода или свобода бытия проявлялась у Энди в моменты, когда не было возможности повлиять на ситуацию. Например, когда его бросали в карцер, в его распоряжении была свобода бытия, которая говорит: “никто не властен над твоими мыслями”.

(Энди) принес сюда пять сотен долларов, но этот сукин сын ухитрился пронести сквозь тюремные ворота нечто гораздо большее. Возможно, чувство собственного достоинства, или уверенность в своей победе…или, возможно, просто ощущение свободы, которое не покидало его даже среди этих забытых богом серых стен“.

Стивен Кинг

Франкл писал, что реализуя свободу мысли в концлагере, люди обретали способность справляться с самыми тяжелыми внешними лишениями. Сохраняя эту внутреннюю свободу, они могли отправляться в любое место в мире, быть со своими близкими, вести диалоги с Богом или придавать своим страданиям смысл. Когда ты не можешь изменить внешние обстоятельства, ты свободен изменить свое внутреннее отношение к ним.

Главный закон свободы: мы не те, кем сделала нас судьба, мы те, кем выбираем быть.

Смысл

Итак, мы плавно переходим к последнему компоненту нашей формулы – смыслу.

Свобода и судьба вверены друг другу и объемлют друг друга, образуя Смысл“.

Мартин Бубер

Если я в каждый момент времени, когда мне представляется возможность, делаю выбор, согласно своим внутренним побуждениям, внутренним ориентирам, своей совести – я таким образом реализую свой смысл. И Энди делает этот выбор, преодолевая тревогу и страх, постоянных спутников свободы, в поиске опоры, он реализует свой смысл.

Франкл выделял три группы ценностей, через которые человек может найти свой смысл в жизни, сделать свое существование осмысленным. Это ценности созидания, переживания и отношения.

“Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, мы будем называть “созидательными”. ..Ценности переживания…проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира – например, в благоговении перед красотой природы или произведениями искусства. .. третья группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. ..это “ценности отношения“.

Виктор Франкл “Человек в поисках смысла”

Все эти три группы ценностей реализуются у Энди в Шоушенке.

Первая группа ценностей – ценности созидания мы можем видеть в следующих ситуациях: когда Энди создает свои фигурки из камня, когда строит библиотеку, когда обучает Томми и других заключенных, когда пытается возродить у Рэда чувство надежды.

Вторая группа ценностей – ценности переживания, проявляются в таких моментах, как случай на крыше, когда он заказывает пива заключенным. Первый вопрос, который неизбежно возникает: зачем заказывать пиво, если впоследствии его не будешь пить, когда можешь попросить что-нибудь для себя? И хотя здесь легко обвинить Энди в подкупе новоиспеченных друзей, для меня ответом стала реализация ценностей переживания, когда он смотрел на ребят и чувствовал себя свободным человеком, ощущал счастье от созерцания своих напарников, радостно потягивающих холодное пиво, так же подарив это переживание свободы и счастья заключенным. (Цитата: “Мы сидели и пили пиво и было такое ощущение, будто мы свободные люди“).

И еще один момент фильма, где реализовались ценности переживания – это звучание красивой музыки, которую Дюфрейн транслировал на весь Шоушенк. Он подарил заключенным это запредельное переживание прекрасного, когда жизнь становится наполненной и мы осознаем, что не зря живем в этом мире.

То есть как мы видим, Энди, подобно Франклу, реализовывал еще один смысл своей жизни, это помогать другим находить свой смысл. Да и если у человека много витальной энергии, он способен и хочет ею делиться.

Третья группа ценностей – это ценности отношения, это то, что всегда остается в нас, в случае когда первые две группы могут быть недоступны. Так, пребывая в карцере, Энди посвящает это время музыке, которую никто не сможет у него отнять. Придание смысла своему уединению как возможности соприкоснуться с прекрасным.

И еще один совершенно замечательный момент, когда Энди реализовывает свои ценности отношения – это его монолог о жене. (Цитата: “Это я убил ее, Рэд. Не я нажимал на спуск, но подтолкнул ее к этому. Из-за меня она умерла“.) . Он придает смысл своему страданию, он наделяет эти годы в тюрьме смыслом искупления вины перед убитой женой, которую он очень любил. В экзистенциальном смысле, мне кажется, это просто невообразимо прекрасный момент – ведь реализация ценностей отношения, придание смысла неизбежному страданию, как отмечал Франкл – это верх развития человека.

Главный закон смысла: если знаешь зачем, выдержишь любое как. Ницше

Посмотреть видеоразбор “Побег из Шоушенка. Психологический смысл. Экзистенциальная формула жизни/Часть 1

Статья “Побег из Шоушенка. Феномен Энди Дюфрейна” Часть 2

Статья “Побег из Шоушенка. Почему фильм популярнее книги” Часть 3