ПОБЕГ ИЗ ШОУШЕНКА. ФЕНОМЕН ЭНДИ ДЮФРЕЙНА. ЧАСТЬ 2

Это вторая часть разбора фильма “Побег из Шоушенка”. В первой части мы с вами вывели своеобразную экзистенциальную формулу жизни, которую показал нам Энди. В этой статье я хочу поисследовать его влияние на других заключенных и в чем была принципиальная разница между ними.

Дюфрейн оставил след в сердцах определенного количества узников Шоушенка, которые включились в него и прочувствовали своеобразную правильность его мировоззрения. Очевидным является факт, что Энди выбивался из общей картины жизни в тюрьме.

Удивительно как много народу было на крыше в тот день, когда Энди Дюфрейн одолел Байрона Хедлея. Я- то думал, что нас было человек девять-десять, но к 1955 году уже оказалось не меньше двух сотен или даже больше…”Стивен Кинг

Здесь есть и другие заключенные,которые, подобно мне, помнят Энди. Мы счастливы, что он ушел, но и печальны”. Стивен Кинг

Здесь для лучшего понимания я хочу привести историю, рассказанную Марией-Луизой фон Франц в книге “Феномены тени и зла в волшебных сказках”:

Международный преступник, прикончивший десять или двенадцать человек, …не испытывая при этом ни малейших угрызений совести, – …был наконец пойман.

Адольф Гуггенбюль-Крейг должен был сообщить суду результаты психиатрической экспертизы…У доктора … была интеллектуальная идея – исследовать сновидения этого человека, и он рассказал … мне содержание его сна, не рассказывая всего остального.

Естественно, я не знала, что этот мужчина был патологическим убийцей, но сказала буквально следующее: «Руки прочь, оставьте его в покое, это погибшая душа!» По существу, сон был очень простой.

Этот сон часто повторялся; в нем убийца вошел в прекрасный парк, где были большие качели.

Он забрался на эти качели и стал раскачиваться вверх-вниз, все выше и выше, пока, наконец, качели не поднялись слишком высоко и он не упал на пустое место. Это был конец его сновидения. Я подумала: «Боже мой, раскачиваться между противоположностями и находить в этом удовольствие, не проявляя никакой реакции, а видеть в этом только одну забаву!» И лизисом в последней фразе его сновидения было «падение на пустое место», безо всякой (эмоциональной) реакции…

Я могла сказать одно, что это- погибшая душа. Если перевести мои мысли на язык образов, я бы сказала, что Бог не вложил в него душу.

В сновидении не было никакой попытки природы спасти этого человека, дав ему возможность испытать потрясение… Его бессознательное говорит ему так же хладнокровно, как он убивает, что он погиб!”

Основываясь на этом рассказе можно предположить, что часть заключенных, которые включились в Энди и позволили ему проникнуть в глубины их души были как раз из категории не потерянных душ, остальная же часть, подобно сестрам – это были неисправимые заключенные.

Когда дальше я буду говорить о заключенных, я буду подразумевать тех, кто на примере Рэда, не остался равнодушным к личности Энди. О не потерянных душах.

Итак, чем же отличалось мировоззрение и поведение заключенных от поведения и мировоззрения Энди? Если брать нашу экзистенциальную формулу, можно ли сказать, что у первых отсутствовал один из компонентов или может все?

Судьба. По сравнению с Энди, другие заключенные в основе своей были в менее трагичной ситуации именно из-за своей виновности, то есть основным их в кавычках “огорчением” было то, что они попались. Но ситуация Дюфрейна с его невиновностью и нелепым стечением обстоятельств подразумевала более глубокую яму отчаянья и бессилия, чувства Энди были намного более сложными. Возможно, это послужило причиной открытия в себе глубинных экзистенциальных ресурсов.

Надежда. Человек не может жить без надежды. Фундаментальная надежда, то, чувство, что еще не все потеряно, на мой взгляд, была присуща всем в Шоушенке. Потому что чувство абсолютной безнадежности, которое приходит к заключенному, ведет его к самоубийству.

Одно из определений надежды гласит, что это внутреннее чувство возможного, и это чувство возможного более развито или более доступно людям высокого социального статуса, интеранльного локуса контроля, высокого уровня рефлексии. Если сравнивать в этом ключе Энди и заключенных, то можно увидеть, что зачастую последние были из низших слоев общества, с бедных семей, зачастую необразованы, из заниженным уровнем ответственности, экстернальным локусом контроля, что влияло на чувство возможного, которое в связи с этим было очень ограниченным.

Предметную надежду – надежду на освобождение Энди хотел привить и другим заключенным, но как видно по реакции Рэда было внутреннее сопротивление этому. Почему Рэд отмахивался от этой надежды? Я предполагаю, что здесь идет речь о том, что сами заключенные были несвободны не только физически, но и психологически, ментально.

Свобода. Эта внутренняя несвобода стала частью личности, которую очень сложно было преодолеть. И вот эта несвобода вроде гасила всякие попытки рождения иного рода надежды. Что самое главное, что без свободы рождение надежды на освобождение автоматически делало бы эту надежду нереальной. Ведь термин “тюремный человек”, который так часть использовали в фильме говорит о том, что даже получив эту внешнюю свободу, внутреннюю заключенный зачастую не обретал.

Рождение надежды на освобождение при отсутствии свободы психологической, свободы действий и свободы бытия, могло нести плохие последствия, поскольку надежда без опоры на реальность носит название ложной. Именно поэтому Рэд так отреагировал на слова Энди, ведь он понимал, что в его случае это всего лишь нереалистичные ожидания.

Я знаю две яркие истории, которые отлично проиллюстрируют пример жизни заключенных в Шоушенке.

Слон на цепи. Маленького слона в цирке приковывают к небольшому колышку, который забивают в землю. Когда слон маленький, он пытается вырваться и убежать, он дергает свой поводок и колышек, но у малыша нет сил освободиться. В определенный момент слоненок сдается и больше не сопротивляется. Вся соль истории в том, что у большого слона, в которого он со временем вырастает, размер колышка и глубина его входа в почву не меняется. Но большой слон уже не пытается обрести свободу.

Блохи в банке. Вторая история – это эксперимент, который был проведен над блохами. Насекомых на несколько дней помещали в банку, после того как банку забирали, блохи уже не прыгали за края невидимого сосуда.

Эта выученная беспомощность и была присуща заключенным в Шоушенке. У них была надежда, у них была свобода и смысл, не выходящие за пределы банки, строго регламентированные извне. Надежда, что не все потеряно, свобода в маленьких шалостях (контрабанда, сигареты, плакаты), которые позволяли охранники, смысл же реализовался в самой пенитенциарной системе как в искуплении вины перед обществом.

* Казандзакис “Тот кто получает свободу извне, тот так и остаётся рабом“.

Но однажды в Шоушенке появился Энди Дюфрейн, который попытался вернуть экзистенциальную формулу в первоначальный вид, настроив правильное отношение к жизни. Энди ломал банку для блох и показывал, что можно прыгнуть выше. Он видел края стеклянного сооружения, видел насколько широк и безграничен мир за пределами этой прозрачной тюрьмы.

Рэд, подобно другим тюремным людям, боялся выйти за пределы надежды и свободы, чем и вызваны его эмоции страха. Желание вернуться в тюрьму, где все привычно и регламентировано, где знакомые края серых тюремных стен не вызывали столько страха и тревоги от непонимания, что делать с этой свободой. И хотя фильм заканчивается словами, все же мне кажется не хватает еще одной фразы: «Я свободен».

Я раздумывал как быть дальше. Но на самом деле никаких сомнений не было. Всякий выбор сводится к одному простому вопросу: быть или не быть, жить или существовать“. Стивен Кинг

И почувствовав свободу, выйдя за края своей собственной банки он открыл в себе чувство надежды на подлинное освобождение и на счастье.

Смысл. Смысл жизни заключенные, помимо искупления вины, находили в тюремной деятельности: например, Брукс ассоциировал себя с библиотекой, Рэд был полезен тем, что мог все достать. Но этот смысл не проходил проверку временем, он был лишен гибкости и определял их, а не они определяли его. В отличие от заключенных, Энди же реализовывал разные смыслы через реализацию ценностей созидания, переживания и отношения, и проявлял в этом большую гибкость, даже в случае, если одну из реализованных ценностей могли отнять. Более того, он отлично воплощал в жизнь один из своих смыслов – помогать заключенным искать свой смысл.

Стоит ли говорить, что Энди был более эффективен в своей деятельности, чем вся пенитенциарная система, изображенная в фильме.Энди увидел Искру в казалось бы безнадежных людях.

Эпилог

Ты пишешь не о себе, – говорю себе я. -Ты пишешь об Энди, а сам являешься лишь второстепенным персонажем своего рассказа. Но знаете, каждое слово, каждое чертово слово этого рассказа все-таки обо мне. Энди – это часть меня, лучшая часть, которая обрадуется, когда тюремные ворота откроются наконец, и я выйду на свободу“.

Стивен Кинг

Мне очень хотелось назвать этот ролик – феномен Энди Дюфрейна, необычного человека с таким экзистенциально грамотным, экзситенциально мудрым взглядом на жизнь.

Я надеюсь, что подобная формула жизни доступна каждому из нас.

Я надеюсь, что только от нашей свободы выбора зависит насколько полно и осмысленно мы проживем свою жизнь,

зависит освободится ли наш внутренней энди из своей серой каменной тюрьмы и отправится ли в путешествие к океану.

Я свободен и

я надеюсь.

Посмотреть видеоразбор “Побег из Шоушенка. Феномен Энди Дюфрейна/Часть2

Статья “Побег из Шоушенка. Формула жизни” Часть 1

Статья “Побег из Шоушенка. Почему фильм популярнее книги” Часть 3