ПСИХОТЕРАПЕВТ КИНО И РЕАЛЬНОСТЬ. ДОН ЖУАН ДЕ МАРКО

Продолжаем рубрику психотерапевты в кино и в реальности. На этот раз разбираем терапевтическое взаимодействие психолога и клиента в старом фильме «Дон Жуан де Марко».

Краткий сюжет.

В наше время по улицам американского города прогуливается юноша (в костюме и маске из какого-то там века), представляется Дон Жуаном и соблазняет женщин. После отказа возлюбленной, Дон Жуан лезет на рекламный щит, чтобы покончить жизнь самоубийством, а его спасает врач-психиатр, который включается в игру пациента и представляется дядюшкой Доном Хуаном де Сильва. У Дона Хуана впоследствии юноша будет проходить лечение.

В итоге изменения претерпевает не клиент, а доктор, который его лечил.

Поскольку в фильме представлена психиатрическая клиника и специалисты являются не только психотерапевтами, но и психиатрами, (а я психиатром не являюсь), поэтому осторожно коснусь только психотерапевтического взаимодействия.

Клиенты неслучайны! У терапевтов есть такая негласная поговорка, что каждый клиент приходит к ним неслучайно и случается, что клиенты попадают именно в наши болевые точки. Часто когда у терапевта в жизни всплывает какая-то неразрешенная внутренняя или внешняя проблема, к нему начинают идти клиенты с похожей проблематикой или же клиенты, невольно цепляющие болевые точки терапевта. Так вот, доктор Миклер, собирающийся на пенсию, чувствующий приближение старости и всячески противящейся ей встречает молодого любвеобильного парня, в котором видит давно утраченную часть своей личности, поэтому периодически уплывает на сессиях с клиентом или же начинает лечиться об него.

В жизни психотерапевт, когда сильно уплывает, идет к своему психотерапевту или же супервизору за помощью. Или же активно рефлексирует полученный опыт и делает выводы.

Перенос и контрперенос! В терапии есть понятие переноса и контрпереноса, первое это проекция значимой фигуры или отношений клиента на терапевта. Контрперенос – это уже реакция терапевта на клиента. Доктор Миклер, в нашем случае, в своем пациенте увидел молодую версию себя, ту частичку себя, которой ему очень не хватало, особенно сейчас, перед выходом на пенсию. Терапевт отлично использует перенос клиента для того, чтобы помочь ему открыться и докопаться до истины, но при этом он и периодически поощряет фантазии клиента, поскольку проваливается в свои непроработанные переживания. Опять же, в жизни психотерапевту нужно вынести это на личную терапию, поскольку эта часть и правда для доктора Миклера актуализировалась сейчас и требует для себя место.

Метод терапии: рассказать историю или притчу. В фильме доктор Миклер рассказывает пациенту историю о похожем парне, которому отказала возлюбленная.Такой метод является очень эффективным и впечатляющим, и довольно часто используется в терапии и тренингах. Когда терапевт дает интерпретацию «в лоб», клиент скорее всего закроется или уйдет в агрессивное наступление. Но когда мы рассказываем историю о ком-то другом, тогда эта история может проникать сквозь защиты и впитываться. На том же принципе строится и сказкотерапия – «жила-была девочка, похожая на тебя», проблемы у нее были похожие и вот так она из них выпуталась.

Травма, вызвавшая невроз. На просторах интернета нашла интересную цитату Ричарда Нельсона-Джоунса о контакте с реальностью: «Здоровые люди находятся в контакте с реалиями как самих себя, так и окружающего их мира. При психозе люди оказываются неспособными на соприкосновение с действительностью и входят в контакт с фантазиями. При неврозе идет непрерывная борьба между фантазией и действительностью». Хотя может показаться, что парень живет своими иллюзиями, все же то, как завершается терапия и как в одной из сессий Дон Жуан рассуждает о мире (вы можете быть психиатром, а можете быть Доном Хуаном де Сильвой, как посмотреть) намекает на то, что парнишка осознает ситуацию, но выбирает фантазию. В одной из сцен мы можем видеть, как терапевт нащупал травму, вызвавшую невроз – измена матери и последовавшая гибель отца. Парень срывается и хочет ударить терапевта. Здесь работа терапевта по исследованию травмы была отличной.

Мотивация в терапии. Терапевт берет клиента с целью помочь ему прийти к осознанию своей проблемы и путей ее решения. Чаще всего терапевт не может определить, сколько времени понадобиться клиенту, чтобы сдвинуться с точки, в которой он находиться и сколько понадобиться, чтобы закрыть ситуацию. Поэтому работа может длиться месяцами или может закончиться за несколько встреч. Терапевт, который говорит, что вылечит клиента за 10 встреч перед выходом на пенсию и включаясь в это утверждение как в спорт или авантюру уже подвержен собственному невротическому процессу и должен был бы как минимум посетить своего терапевта для того, чтобы осознать, что с ним происходит.

Вторая важная мотивация – это мотивация клиента на излечение. Нам всячески давали понять, что юноша необычен, очень умен и проницателен, что его фантазии поощрялись мамой, и самое важное, что клиент не хочет, чтобы его лечили. Этот случай напомнил мне героя ди Каприо из «Острова проклятых», где пациент принял решение выбрать лоботомию, вместо принятия своей травмы. Похоже, романтизм парнишки был мощной защитой от очень травмирующей для него реальности. И убрав подобные защиты, терапевту нужно обязательно помочь пациенту найти им замену, что-то в реальном мире, что поможет держаться на плаву. Но терапевту, кажется, нечего было предложить.

Концовка фильма остается открытой и нечеткой, вроде зрителю предлагают выбрать ответ самостоятельно, излечился ли юноша от своего искаженного восприятия или же просто протараторил речь, прорепетированную с терапевтом. Но все же фильм склоняет нас к романтическому хеппи энду. Похоже, романтизм – это то, от чего не хотел быть вылечен в итоге сам доктор Миклер и чего напитался от своего пациента. Правда, зная всю предысторию лечения юноши, подобный выбор концовки, на мой взгляд, немного печален. Как-будто, поются незаслуженные дифирамбы невротическому способу поведения. Романтичная дорожка, но скользкая…