Аниме «Унесенные призраками» стало для меня загадкой, которую я длительное время не могла разгадать. Но, честно признаться, работать с метафорами мира Хаяо Миядзаки – это огромное удовольствие.
Существует множество трактовок и интерпретаций этого аниме, начиная от политических и заканчивая пошлыми. Не буду ни спорить с ними, ни соглашаться.
Я же хочу рассказать историю маленькой десятилетней девочки, которая старается пережить травматический опыт и сохранить свою целостность и идентичность, сохранить себя.
Вначале аниме нас знакомят с маленькой Тихиро, которая вместе со своими родителями переезжает в небольшую деревню, покинув родной город и любимую школу. Тихиро расстроена и подавлена, поскольку там в прошлом остались дорогие ее сердцу места, события и отношения.
Родители переезжают в хорошем расположении духа и кажется не разделяют и не понимают ее переживаний, или не придают им большого значения.
И здесь начинается самое интересное и самое жуткое повествование. Тихиро попадает в мир духов, родители становятся свиньями, девочка нанимается на работу к ведьме, спасает духа реки, разрывает проклятие и много-много других странных удивительных приключений. Чтобы распутать этот клубок метафор и символов, придется сильно постараться. Но я попробую.
На мой взгляд, Тихиро переживает сложный кризис идентичности, от решения которого зависит ее психологическое благополучие и целостность личности в будущем.
Утраты, разводы, переезды являются для ребенка травматическим опытом и ведут к сложным переживаниям, наполненным тревогой, страхом и ощущением неопределенности. Подобные чувства ребенку сложно переживать и с ними сложно справляться, поскольку психика еще не устойчива и процесс формирования относительно зрелой идентичности не завершен. Если родители не выступают для ребенка опорой в подобные периоды, не помогают справляться с трудностями, переработать и ассимилировать полученный травматический опыт, тогда ребенок остается как будто бы один со своими непростыми переживаниями. И должен справляться в одиночку и как умеет. И чаще всего он таки этого не умеет делать правильно.
Отец и следом мама Тихиро приглашают ее последовать за ними в странный темный туннель, куда девочка идти не хочет и боится, куда смотрит с тревогой и напряжением. Не осознавая этого, они пригласили ее в травму.
Мир духов – это мир ее психологической травмы, а Юбаба – здесь выступает образом ее травмы, – то как девочка ее воспринимает и как с ней взаимодействует показывает шаги Тихиро на пути к решению возникшей проблемы.
Встреча с Юбабой и пребывание в мире своей травмы вызывают у Тихиро душевную боль. Из аниме: «Больно».
Что же делает Юбаба (травма) с Тихиро:
Разрыв с родителями. Юбаба превращает родителей в свиней, то есть травма разрывает нити привязанности девочки с родителями.
Символично так же, что это именно свиньи, которых Юбаба грозиться съесть.
Во-первых, разочарование Тихиро в родителях может выражаться в такой символической форме (человека, который плохо с нами поступает, мы называем свиньей и ведет он себя по-свински). Во-вторых, травма стремиться пожрать и расправиться с образами значимых для ребенка взрослых, разорвать важную для ребенка связь и этим кристализировать (сделать постоянным) мир травмы.
Разрыв с родителями и в частности с матерью так же опасен для девочки потому, что он вызывает кризис ее женской идентичности. Следовательно, она должна найти другой объект у которого можно научиться. Здесь таким временным объектом становится Рин, возможно реальная девушка из жизни Тихиро, которая обучает ее некоторым аспектам взрослой жизни, помогает проходить женскую инициацию, и поддерживает в ее нелегком положении, как и дедушка Камадзи, к слову. Но о нем позже.
Примечательно, что в банях Юбабы нет мужчин, только женщины, в то время как мужчины показаны похожими на лягушек, то есть это может быть намеком на то, что для Тихиро мужчины еще непонятная и странная категория людей. Ее психологическое знакомство с миром мужчин начнется лишь через несколько лет, в пубертатном возрасте.
Нарушение целостности идентичности. Юбаба хочет, чтобы Тихиро забыла свое прошлое и не вернулась в мир людей, то есть застыла в травме и отсекла из сознания все болезненные воспоминания, о том что было утрачено, о своей прошлой жизни и привязанностях, и этим разорвала целостность своего процесса идентичности.
Здесь важно сделать сноску и пояснить, что целостность идентичности зависит от целостности восприятия личностью себя во временной перспективе, то есть если по-простому, то это: кто я в прошлом, кто я сейчас и кем я буду в будущем. Потеря своего прошлого грозит серьезным кризисом для личности.
Запуск неестественного процесса резкого взросления. Сен пытается приобщиться к миру взрослых, стать одной из них, чтобы обрести хоть какую-то безопасность. Резко повзрослеть, чтобы не чувствовать боли и своей беззащитности. Если она не попроситься на работу, Юбаба ее уничтожит: то есть для Сен единственный выход, который она видит в сложившейся ситуации, это резко повзрослеть, чтобы не быть уничтоженной травматическим опытом. К этому примешивается еще один нездоровый процесс, в котором Сен становиться вроде на место родителя для своих мамы и папы. То есть спасение родителей здесь может быть как нездоровая возможность сохранить с ними связь, но с позиции более зрелого взрослого. Они, по ее мнению, нуждаются в спасении (поскольку сами не могут о себе позаботиться правильно) и она печется о них как о своих детях. Цитата из аниме: «Господи, только бы папа не сильно толстел».
Прерывание нормативного возрастного кризиса. Эрик Эриксон выделял 8 стадий развития человека, возрасту в котором находится Сен отвечает 4 стадия – стадия активного обучения, на которой Тихиро должна была ответить на вопрос:
«Способна ли я?».
Юбаба бросает Сен без должного обучения сразу на работу, то есть в связи с травмой процесс обретения навыков у ребенка прерывается и не находит своего благополучного завершения. Так в аниме это показано ее неуклюжестью:”что может делать такая нескладеха» «Я так волновалась, ведь ты недотепа» «Сен, какая же ты неумеха”.
Расщепление внутри личности. Травма вызывает расщепление внутри личности Тихиро, где Хаку это ее сильная мужская часть, ее сила духа, дух ее реки – Анимус. Он представлен в образе мальчика того же возраста, то есть это показывает анимус в процессе его становления. Возможно Хаку – это внутренний образ реального мальчика из прошлой жизни Тихиро, с которым она дружила. Сильная часть девочки отщепляется и начинает работать на травму (Хаку работает на Юбабу), таким образом люди, застывшие в травме своей сильной частью замирают в ней и стараются защититься от повторной травматизации. То есть важная часть Тихиро, которая может помочь ей выйти из травмы, пока что может помогать только в тайне, и продолжает служить Юбабе. Цитата из аниме: “Говорят Юбаба заставляет его делать всякие гадости”.
Утрата групповой идентичности. Для ребенка 10 лет кроме родителей и близких родственников, значимым окружением так же становятся соседи и школа, в которой он учиться проходить свой возрастной кризис идентичности. Но поскольку у Сен связь с прошлым резко оборвалась и нужные социальные связи стали недосягаемы, у нее возникает проблема с групповой идентичностью.
Сноска: Групповая идентичность – это соотнесение себя с той социальной группой, в которую ты входишь, что способствует формированию присущего данной группе мироощущения.
Безликий здесь отображает как раз групповую идентичность Тихиро. То как он незаметно и робко появляется в банях похоже на то, как Сен чувствует себя в мире взрослых, в мире, к которому она еще не готова.
Ее восприятие взрослых кажется очень полярным, она со своей позиции ребенка видит, что взрослые не знают меры, что естественный процесс удовлетворения потребности, который должен приводить к насыщению, к этому не приводит.
Вместо этого во взрослом мире ей кажется, что потребности никогда не могут удовлетвориться, если еды, то много, если золота, то еще больше, и всегда всего мало. И хотя это восприятие маленькой девочки, думаю в этом есть доля истины.
Как раз Безликий подобно лакмусовой бумажке (или индикатору) говорит Сен следующее: «Чтобы приобщиться к миру взрослых, чтобы стать одной из них, ты должна стать ненасыщаемой, жадной». Если таблички, то целая корзина, если еда, то полные миски, если золото, то дождем.
Здесь очень красиво показан гештальтистский принцип – потребность в переваривании. Перлз считал главным инстинктом не сексуальный, а пищеварительный, которым он описывал наше взаимодействие с собой и миром.
Для того, чтобы что-то стало частью нас, его нужно прожевать (осознать, примерить к своей системе ценностей, согласиться) и переварить (то есть ассимилировать, встроить в свой опыт). Но Безликий не переваривает, он интроецирует паттерны поведения взрослых, он глотает, не прожевывая. Все дело в том, что он не может прожевать и переварить, потому что Сен еще к этому не готова, процесс вросления – это постепенная и кропотливая работа, у Сен же еще нет ресурсов для ассимилиции подобного опыта в такие краткие сроки.
Так же этот гештальт-принцип можно применить и к людям, которые работают в банях. Когда человек не чувствует удовлетворения от полученного и поглощенного, следовательно, он удовлетворяет не ту потребность и поэтому не может удовлетвориться, не может себя осчастливить. Это похоже на то, как взрослые переедают, когда им хочется близости или успокоиться, когда жаждут денег и власти, для того чтобы получить любовь, – то есть подменяют потребности и не могут насытиться.
И еще один важный гештальт-принцип – это принцип горького и сладкого пирожка, или терапевтический принцип поддержки и фрустрации.
Сладкий пирожок – это поддержка, которую дает Хаку и этим помогает Сен встретиться со своими чувствами и справиться с ними. «Я его заколдовал, съешь и все твои печали пройдут.Возьми».
И горький пирожок – дар от Хазяина рек. Хазяин рек, или дракон – это архетип духа, который часто появляется в сказках и снах в образе мудрого старца или животного, чтобы помочь герою справиться с трудностями, направить и дать совет. Хозяин рек – это послание коллективного бессознательного для обретения целостности личности Тихиро. Его горький пирожок- это фрустрация, которую нужно прожевать и принять для запуска процесса исцеления.
Горький пирожок фрустрации ест сначала сама Сен, то есть она должна увидеть и различить задачи исцеляющие и задачи невротические (о них чуть позже).
Затем горький пирожок она дает Безликому, своей групповой идентичности, которая стала очень непривлекательной, поскольку поглотила из мира взрослых слишком много ненужного и ничего не смогла переварить.
А затем горький пирожок фрустрации она дает Хаку, своему духу, чтобы освободить его от служения Юбабе, освободить свою сильную часть от служения травме. Другими словами, горький пирожок она полностью съедает сама.
И хотя она все время пыталась оставить его для родителей, чтобы их спасти, в итоге она дает его себе, то есть чтобы превратить родителей в людей Сен нужно увидеть их людьми, наладить потерянную связь, справиться с разочарованием.
*Кстати, очень интересный момент, что после горького пирожка фрустрации у Безликого через рвоту выходят интроецированные установки и даже целые личности. Во время групповой работы Перлз ставил помойное ведро, в которое после глубокой работы избавления от интроектов можно было от них физиологически так же избавляться. Возможно и вы замечали за собой, когда проглотили что-то неприятное, например, обиду или чужую непереваренную установку, вас может начать тошнить и к горлу подступать комок, хочется, чтобы это вышло, подобно плохой невкусной пище, случайно попавшей в наш желудок.
Итак, горький пирожок фрустрации помог Тихиро увидеть в ее мире травмы задачи исцеляющие и задачи невротические. Они вступают в некоторые противоречия друг с другом и девочке важно отделить одни от вторых, понять, что ведет к усугублению ситуации и кристаллизации травмы, а что поможет ее пережить.
Невротические задачи:
– быстро повзрослеть (работать в банях, стать такой же как взрослые, интроецировать их модели поведения)
– спасти родителей и стать для них родителем (дать горький пирожок маме и папе, чтобы они перестали быть свиньями, и позаботиться о них).
Важно отметить, что горький пирожок фрустрации Тихиро может дать своим родителям (поделиться своей болью), но только после того, как съест его сама, не решив свои внутренние задачи, родители не перестанут быть для нее свиньями, она не сможет с ними по-настоящему встретиться.
Исцеляющие задачи:
1. Воссоединится с Анимусом, обрести свой дух. То есть спасти Хаку и помочь ему вспомнить.
2. Сформировать групповую идентичность, не потеряв себя через интроецирование (глотание готового). Дать Безликому возможность найти себя, найти пример для подражания.
3. Воссоединить потерянную связь с родителями, вновь обрести чувство привязанности и безопасности.
4. Завершить свой нормативный кризис идентичности – учение.
5. Вернуть временную целостность своей идентичности, то есть вспомнить свое прошлое и встроить его в свой опыт, сохранить воспоминания о себе прошлом.
Отделить зерна от плевел, или невротические задачи от исцеляющих она смогла только тогда, когда увидела свой умирающий дух, когда исцелила его от проклятия Юбабы. Тихиро покидает бани (прерывает нездоровый процесс резкого взросления) и отправляется в путешествие на Дно болота, чтобы спасти Хаку (спасти свой дух, который поможет вернуть ей родителей).
Встреча с Дзенибой и была для Тихиро исцелением, все изменилось после встречи с колдуньей!
Дзениба – это другая сторона травмы, не зря она сестра-близнец Юбабы, это те энергии и ресурсы, которые дают толчок для развития. По принципу общей дихотомии жизни, в каждой травме заключена как разрушающая, так и созидающая энергия, как деградация, так и развитие.
Дедушка Камадзи (скорее всего родной дедушка Тихиро или близкий взрослый «это внучка моя») дает билеты на поезд Тихиро, он делиться своим опытом проживания травмирующей ситуации и билеты здесь как возможность для Тихиро найти выход из мира травмы. Он говорит: «Она страшная колдунья», то есть встреча с ней будет непростой, чтобы встретиться с Дзенибой, или увидеть в травме ресурс – нужна большая смелость.
Тихиро и Безликий отправляются к Дзенибе и все становится на места.
Дзениба дает оберег Тихиро, то есть дает ей знание и ресурс для выхода из травмы, она забирает Безликого на обучение, то есть возвращает Тихиро в ее нормативный возрастной кризис обретения умений, (обратите внимание как ест Безликий, маленькими кусочками, прожевывая).
После чего Тихиро восоединяются со своим духом, помогает ему вспомнить кто он. Примечательно, что Хаку вспоминает как маленькую Тихиро вытащил из реки, то есть по сути девочка вспоминает момент, когда она проявила силу духа – свою сильную часть, чтобы справиться с опасностью.
Возвращаясь к Юбабе в Тихиро уже нет страха и тревоги, а есть уверенность и спокойствие. Ее полученный опыт и ресурс помогают определить, что родителей нет среди свиней, то есть они и не были свиньями, по сути родители перестают быть для нее чужими, связь и привязанность возобновляется.
Хаку провожает Тихиро и говорит: «Иди к тем воротам из которых вы пришли и ни в коем случае не оборачивайся пока не выйдешь из туннеля».
Не оборачиваться значит нельзя возвращаться обратно, не подвергнуть себя риску ретравматизации, ассимилировать опыт и идти дальше. Хаку говорит: «Я разберусь с Юбабой», то есть ее сильная часть хочет закрыть травму, внутренняя работа еще не заверена, но нырять в этот мир повторно для Тихиро опасно и не нужно.
Колоссальная работа была проделана маленькой Тихиро для обретения душевного равновесия. И согласитесь, такой пример не может не вдохновлять.
Видеоразбор: Унесенные призраками / Смысл аниме / Психологический разбор/ Мир травмы