СМЫСЛ ФИЛЬМА “ВИВАРИУМ”. КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ

После просмотра фильма «Вивариум» у меня осталось сильное послевкусие отвращения, отторжения того, что я увидела на экране. И хотя сама по себе картина сделана хорошо и на уровне, все же заложенный в ней смысл продемонстрировал то, что в прямом и переносном смысле захотелось вытошнить. Поэтому этот ролик будет не просто разбором, а профилактикой и лечением у зрителя жуткого послевкусия фрустрации и бессмысленности.

Пока я работала над сценарием, я встретила множество идей, о чем в метафорическом плане может повествовать фильм. Это идеи бессмысленности нашей жизни, метафора гностической ловушки мира, метафора безвкусности семейной жизни или дома в кредит, метафора тщетности стремления к идеалу и так далее. Но все эти метафоры, на мой взгляд, служат отдельными пазликами, которые все же не объясняют и не охватывают смысл целиком. А иногда даже уводят от основной идеи. Прежде чем перейдем непосредственно к разбору, хочу прокомментировать некоторые из этих метафор, что поможет лучше донести мою основную мысль.

Стремление к идеалу
Метафора стремления к идеалу здесь подходила бы, если бы Том и Джемма долго и мучительно искали идеальный дом, а они были не уверены в том, чего хотят. Ведь увидев этот идеальный во всех смыслах район, они уже определили, что это не совсем то, что для них нужно.

Метафора дома в кредит
Метафора дома в кредит чем-то схожа со стремлением к идеалу, одно и другое показывает, что мы не можем этого себе позволить. Метафора бесконечности ипотеки, которая высасывает все соки, была бы уместна, если бы мы видели личный выбор, принятие решения, если бы видели, как они ставят подпись на бумаге о покупке дома в кредит или вообще покупке дома в этом районе.

Потеря вкуса жизни из-за появления ребенка
Перескакивание этапа планирования, вынашивания и вскармливания, которые формируют привязанность и любовь, неестественность развития ребенка, его эмоциональная отчужденность, отсутствие живости и пытливости, присущей человеческому ребенку, которые закономерно вызывают умиление, привязанность, любовь и нежность у родителей, ставят подобную метафору под сомнение. Выходит, что с родительства убрали все то, что приносит радость этого родительства и оставили только сухой остаток бихевиоризма, а именно повторяй за мной, нарабатывай навыки.

Метафора детско-родительских отношений
Еще одна метафора о сути взаимоотношений детей и родителей, а именно процесса воспитания, когда ребенок копирует поведение старших, становиться по характеру похожим на них.
Да, так и есть. Но это не попугайничество, ребенок это пропускает через себя и встраивает в свое поведение, то есть инопланетный подкидыш в этом плане должен был проникнуться злостью, страхом, ощущением безысходности и бессмысленности, а не простым копированием слов и жестов воспитателей. К тому же его копирование слов и жестов совершенно не сделало его похожим на приемных родителей, ничем.

Метафора бессмысленности жизни, мир как тюрьма
Пара получает задание вырастить ребенка и тогда они будут свободны. Здесь свобода представлена не реальной свободой – а освобождением смертью. Это идея, что в конечном итоге «выхода нет», или выход один – в смерть. Но все было бы прекрасно, если бы мы не видели другой мир, который существует за пределами вивариума, или вернее сказать, мир в котором этот вивариум был построен, где Том садовник, а Джемма – учительница. И у них есть много выборов и много выходов. Поэтому эта метафора вроде тоже не срабатывает. В вивариуме их профессии и призвания превратились в своеобразный гротеск, где Том просто бессмысленно роет, а Джемма просто безэмоционально учит.
Здесь же мы видит как лишается человек свободы выбора во всех смыслах, оставляя только возможность выбирать действия в ограниченном пространстве. Это четкое формирование выученной беспомощности, наподобие собак из эксперимента Мартина Селигмана, а лишение свободы выбора и надежды приводит к бессмысленности существования.

Все эти метафоры вроде являются отдельными пазликами, которые совершенно не показывают картину целиком, даже при их мастерском сложении.

Метафора Вивариума
На мой взгляд, ярко и точно описать этот фильм можно таким образом: возьмем картину в стиле натурализм, с сочными природными красками, счастливыми людьми, цветущими полянами, роскошными кронами деревьев, а потом – заберем людей, заберем с нее деревья, цветы, заберем траву, сделаем ее черно-белой и представим это как реальность жизни. Скажем, что именно так на самом деле выглядит наш мир. Это примерно то, что делает фильм «Вивариум». Лишает любви, радости, истощает чувства, отбирает творчество, вкус жизни и свободу. Он вроде бы и отображает реальность, но эта реальность лишена всего, что наполняет и украшает ее.
Поэтому единственной, на мой взгляд, метафорой, которая хорошо подходит под фильм Вивариум – это метафора зла, поражающего наш дух.

«Зло всегда запутанно, иначе оно не было бы успешно»

Кастнер

В книге «Демонизм. Зверь апокалипсиса» авторы наводят своеобразную классификацию сил зла, их воплощение в образах и символах. Глава о пришельцах занимает свое почетное место в разделе «Слуги дьявола», после главы о чертях и демонах.

До конца XIX века не возникало серьезных проблем с интерпретацией подобных явлений. Священники однозначно относили их к потустороннему миру, который в связи с ростом степени греховности человечества стал все чаще прорываться в реальность. Фигуры инопланетян, согласно их убеждению, это типичные бесы, принимающие различные облики. В пользу демонической природы пришельцев говорит и тот факт, что некоторые уфологи (Жан Валле) полагают, что обитают они в особом пятом измерении…
“Демонизм. Зверь апокалипсиса”

Следовательно, пришельцы являются образами зла, воплощенными в неземную чуждую человеку оболочку. Это не природное зло, которое нам демонстрируется вначале в виде гнезда с кукушонком. Природное условное зло мы можем понять и ему проще противостоять – это инстинктивное поведение, это природные стихии, хищники, поведение которых обусловлено их внутренней природой. Но зло вивариума поражает человека на уровне духовной жизни, заражает паразитом бессмысленности, пустоты, безэмоциональной цикличности, несвободы.
Это зло Вивариума не нижнего физического уровня, убивания, расчленения, жестокости, страстей, это более изощренное зло, действующее на высшие сферы и ценности, это не физическое уничтожение человека, это уничтожение души – стремления, смысла, любви, свободы.
Юнг считал естественным стремление человека к духовному росту, преобразование сексуальной энергии, энергии либидо из низших уровней, о которых утверждал Фрейд, на высшие, трансформацию этой энергии в духовную. И это идеологическое зло утверждает, что жизнь – это совокупность механизмов и схем, инстинктивных реакций и рефлексов, роботизированного отношения к обязанностям и бессмысленному следованию цикличному заданию.
Это зло лишает человека свободы воли, что ведет к утрате радости и удовольствия от жизни, утрате способности влиять на свою жизнь, формирует выученную беспомощность и по итогу приводит к бессмысленности существования. Зло, которое ограничивает духовный рост и искания личности, предоставляя ему готовые пресные ответы на проблемы человеческого существования.

А теперь, опираясь на фильм, давайте поразмыслим, как может душа попасть в ловушку зла, как от этого можно защититься и как ему противостоять.

Попадание в ловушку зла
Том и Джемма не уверены чего хотят, они долго выбирают дом, слыша предупреждения от знакомых о росте цен на недвижимость. Здесь выбор дома может служить метафорой важных жизненных решений, выбора направления в жизни, ключевые повороты на своем пути. Дом зачастую символизирует уют, тогда выбор дома – это выбор места, где уютно моему Я, это нахождение своего места в жизни. И тогда получается, если ты не знаешь, чего хочешь, не знаешь своих желаний, не уверен в своем пути – ты легко можешь стать жертвой ловкой идейной ловушки, в которую попадает душа полностью и целиком. Это дом, в котором твоей душе неуютно, это выбор, который сделали за тебя. В этой ловушке подменяются ценности и смысл, ограничивается свобода воли, свободы действий, формируются выученная беспомощность, твой мир наделяются единственной задачей, выполнив которую ты получишь вознаграждение в виде свободы, по факту же – это обман, который ведет к прожиганию жизни через чуждые для души смыслы.

Но если ты не знаешь, куда ты хочешь попасть, значит тебе все равно, в какую сторону идти.
Льюис Керол
Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда.
Марк Твен

Человек, не умеющий принимать решения, делать выбор на распутьях, лишается возможности осмысленной жизни и может стать легкой мишенью для внешнего управления (идеологии, внушения, контроля), становиться податливым для манипуляции, и лишается возможности личностного роста и реализации своего потенциала.

Некоторые люди сидят на перекрёстках, не выбирая ни одной дороги, потому что не могут выбрать обе, лелея иллюзию, что если они просидят достаточно долго, оба пути сольются в один и, следовательно, оба будут возможны. Зрелость и мужество – это в значительной степени способность именно к таким отречениям…
Wheelis “Will and psychoanalysis”

Не развив в себе способность принимать решения и покорное следование тому, кто знает что мне на самом деле нужно, душа может оказаться внутри подобной ловушки.

Возможно, человек был бы менее подвержен влияниям, если бы он не обладал такой огромной потребностью в заданной системе координат. Чем больше идеология утверждает, что она может на все вопросы дать непротиворечивые ответы, тем она привлекательнее. Здесь, возможно, следует искать причину того, почему иррациональные или даже явно сумасшедшие системы идей обретают такую притягательность.
Эрих Фромм

Противостояние злу
В процессе анализа мне не давала покоя мысль, сделали ли Том и Джемма все, что могли, для того, чтобы освободиться. Ловушка была устроена так, что у них никак не получалось выбраться, но при этом мог спокойно выйти подкидыш. В один момент фильма Джемма держит в руках книгу инопланетян, которая очевидно служит учебником для ребенка. В ней изображены значки обозначающие мужчину и женщину и узоры, которые так же мы можем видеть на телевизоре. Очевидно, это та информация и то обучение, которое не смогут дать ему люди, знания, в которых содержится опыт и наука самих инопланетян. Поэтому одним из способов обрести свободу – это изучить инопланетную книгу и расшифровать изображенные символы. То есть постигание сути происходящего и поиск путей выхода, поскольку поверхностный слой действий героев такой возможности не дал. Это именно то, что доступно человеческому сознанию, то, что не могут сделать животные, попадая в лабораторию – постигнуть смысл и устройство эксперимента.

Подобное действие требует определенных усилий мышления и рефлексии, стремления постигнуть неизвестное и отыскать смысл. Но вышеперечисленного ни один из них не делает: Том продолжает бесцельно рыть землю, что по итогу показывает нам, что усилия человека тщетны в этой борьбе. Хотя метафорическое направление его деятельности правильное – докопаться до сути. Джемма же безрезультатно бродит за ребенком, а узнав истинную его природу, просто пугается и оставляет всякие попытки понять происходящее. Похоже, она смиряется с тем, что закончив свое задание – им дадут свободу. Это единственное, что они знают и по итогу свободу обретают только в смерти.
Четкость, определенность, осознанность, критичность и пространство собственного выбора формируют защиту сознания от подобного зла – они приносят свет на темные зоны нашего бессознательного, объясняют то, что до этого было интуитивным, неосознанным и обладало над нами властью, возвращают человеку ответственность за свою жизнь. Это похоже на эволюцию формирования сознания человека, когда монстры, населяющие леса и болота, вернулись назад в психику, человек смог осознать символичность собственного восприятия мира и вернуть себе свои проекции на природу.

Подобное подсвечивание помогает встретиться со злом у себя в душе, увидеть его и встроить в свой опыт. Бороться со злом нельзя только лишь добром. Как говорит Джордан Питерсон, люди, интегрировавшие свою тень, видят в мире зло, признают зло и становятся увереннее, четче, оформленней, отращивают зубы. Одним из примеров интеграции тени является хитрость, которую можно использовать, чтобы обмануть зло и познать его. Хитрость, которую как отмечает Мария-Луиза фон Франц, часто используют герои сказок для того, чтобы справиться со злом.
И мы видим как Джемма начала использовать эту хитрость, но испугалась и отступила. Вроде она просто не готова была принять реальность, и продолжила жить в предоставленной ей реальности, не стремясь понять ее сути и расширить сознание.

Человек становится просветленным не потому, что представляет себе фигуры из света, а потому что делает тьму сознательной. Однако последняя процедура не из приятных и, как следствие, непопулярна.
К. Г. Юнг. Избранные труды

Тогда противостоять злу можно постигнув его природу, отыскав суть и первопричину, и встроить его в свое мироощущение, признать его неотъемлемой частью нашего мира. Но в этом случае человек не служит злу, а использует его для достижения своей целостности и осмысленности жизни. Может его переварить, сделать частью своего мировоззрения, как основу приспособленности к реальности.

Том и Джемма же демонстрируют не очень оригинальные идеи и способы освободиться из ловушки, они игнорируют хитрость, вдумчивость, совместную кооперацию и сообразительность. Они делают только то, что умеют и не хотят учиться новому, не хотят развиваться.
Не предприняв попытки понять, как эта ловушка зла работает, понять ее сути, целей и смысла, ты обречен на бесцельную деятельность, следование чуждой задаче, которая должна принести мнимое спасение. Мы отчетливо можем наблюдать, как в таком случае, лишаясь свободы выбора, постепенно умирает душа.

То есть основное чему нас может научить этот фильм – это способам противостояния подобного рода злу, а именно важности понимания собственных желаний, понимания себя, важности личных выборов, критичности мышления и осмысленности жизни. Развитие души – это расширение осознанности, принятие ответственности за свою жизнь, стремление к пониманию сути, погружение в смысл происходящего, что помогает быть в контакте с реальностью, признание существования зла в мире и в себе.

Эпилог
Совершенно неожиданно получилось так, что фильм идеально лег на нашу настоящую жизнь, на тему карантина, где каждый теперь сидит в собственном мини-Вивариуме, незамедлительно соприкасаясь с экзистенциальными вопросами бытия, но при этом важно помнить, что все мы остаемся властны над своей жизнью и над тем, насколько осмысленно мы ее проживем. А дальше – выбор за вами.

Спасибо за внимание! Всем удачи в самопознании!

Посмотреть видео “Смысл фильма Вивариум
Подписаться на канал – И внутри тебе станет легко