СПЛИТ. ВЫСТРЕЛИТЬ В СВОЕГО ЗВЕРЯ

Безусловно внутренний мир Билли Милигана и уникальность его психического расстройства не могут оставить равнодушными никого, кто хоть как-то причастен к психологии. Фильм “Сплит”, идея которого заимствована из жизни Билли, на мой взгляд носит символический характер. И дело здесь не в герое с диссоциативным расстройством, а в девочке, которая не может пережить травму.

Предлагаю Вашему вниманию свое видение киноленты М.Найта Шьямалана “Сплит”.

Главная героиня – Кейси – замкнутый и одинокий подросток, но на свое одиночество она обрекла себя сама, специально нарушая школьные правила и оставаясь после уроков наказанной, а также пугая своих сверстников нелюдимостью и угрюмым видом. Как станет известно позже, когда постепенно будет раскрваться история героини, ее опекун – родной дядя – играл с ней в недетские игры с раздеванием и прочими ужасами, которые остались за кадром. В один момент фильма маленькая девочка берет ружье и направляет его на дядю, чтобы выстрелить. Но не делает этого, из-за уговоров и просьб последнего, в ее сознании насильник еще не оформился во врага, который причиняет вред душе и психике. Вместо этого образ синтезировал в себя различные роли – родственник, друг по играм, взрослый воспитатель, брат отца и “зверь”, которого нужно застрелить.

Конечно же “застрелить зверя” – это символизм, а не призыв к насилию, скорее здесь я имею в виду дать отпор, защититься, драться. Но героине сложно это делать, Кейси пока не идентифицирует обидчика с врагом. Похищение трех девочек подростков и пребывание Кейси в подвале зоопарка все это время помогут героине в прохождении травмирующей ситуации. По аналогии – опускаться в подвал, значит идти в свое бессознательное, где нужно будет встретиться с внутренними демонами.
Еще один интересный образ – образ похитителя, который живет в ее подсознании и который имеет диссоциативное расстройство личности (а именно в Кевине живут 23 личности, различающихся по полу, возрасту и айкью).
При этом с каждой из этих личностей Кейси ведет себя по разному, хотя это все тот же человек – ее похититель. С мальчиком 9 лет она играет и пытается выведать “секреты семьи”, с женщиной она покорна, как юная воспитанница, непосредственного похитителя с обсессивно-компульсивным синдромом она боится.
Все эти роли, которые играет дядя в ее голове и мешают ей защититься и сбежать, мешают “выстрелить в своего зверя”. И только когда Кевин превращается в сверхживотное, которое ползает по стенам и ест человеческую плоть, героиня убегает и защищается.
Примечательно, что только после выстрела Кейси в преследователя, зверь оставил ее в покое. В фильме показано, что причиной этому были ее царапины и шрамы, как-будто страдающих зверь не трогает, но символично, что остановился он только после того, как она выпустила пулю ему в грудь, то есть дала агрессивный отпор. Хотя он мог распознать в ней израненную душу и раньше.
Две другие девочки-пленницы погибли, поскольку они были, по мнению похитителя, “нечестивыми девами”, не знавшими боли и страданий. Они выросли в полных обеспеченных семьях, в тепличных условиях. Метафорически, смерть этих частей личности Кейси – это ее защита от агрессии «зверя», если она будет такой же мягкой, доброй паинькой «зверь ее убьет», поэтому эти модели поведения должны умереть.
После выстрела, Кейси падает без сознания где спустя какое-то время ее находит сторож зоопарка и вызволяет с западни. Сцена с женщиной-полицейским, которая объявляет девочке, что за ней пришел ее опекун показывает внутренние изменения героини, ее эмоции совмещают в себе страх и злость. Она смогла узнать своего зверя и теперь сможет защитить себя. Необходимая для личности трансформация состоялась.