ТОЛЕРАНТНОСТЬ, СТРАХ И МИМИКРИЯ

Больше интересного контента в Телеграм-канале “И внутри тебе станет легко”

Меня изрядно напрягает термин “толерантность” в современном его использовании. Толерантность сейчас для меня превратилась в терпение, лицемерие и удерживание эмоций. На мой взгляд, истинное принятие другого основывается на понимании различий и при этом сохранении собственного чувства безопасности. Но сложно сохранить чувство безопасности, если вокруг идёт активная и агрессивная борьба за права тех или иных этнических или социальных групп. В таком случае толерантность может быть способом

 мимикрирования и выживания. Мне кажется, важным аспектом в понимании и принятии разностей является психологическое информирование, исторический экскурс и поощрение рефлексии. Агрессивная атака на не разделяющих “толерантные” идеи или инакомыслие  в будущем сулит только ситуацию обратной реакции, где маятник вынужден будет качнуться уже в противоположную сторону. Заставить кого-то изменить базовые ценности путём продавливания, ломания и агрессии невозможно, и не приведёт к желанному результату в виде гармоничного общества. А отрицание, что у людей бывают различные ценности, которые составляют основу их мировоззрения – это уход от реальности. Мария Луиза фон Франц в своей книге “Феномены тени и зла” приводит в пример опыт с крысами.

 

 Лоренц предполагает, что у людей сверхдифференцирована или сверхразвита тенденция к внутривидовой борьбе и в этом смысле человек представляет собой аномалию в животном мире.

Лоренц говорит, что мы должны лучше осознать этот факт, если не хотим, чтобы произошло массовое самоубийство человечества, – и предлагает простейшие способы спасения на уровне животных инстинктов. Эти способы, по его мнению, не претендуют на то, чтобы решить все мировые проблемы, но вполне могут внести небольшой вклад в их решение. Одно из них – лучше узнать друг друга, ибо у животных, как только собратья лучше узнают друг друга, внутривидовая агрессия снижается. Когда одно животное привыкнет к запаху другого, оно уже не может его убить. Лоренц показал это на примере результатов своих экспериментов с крысами. Он взял крысу из одного крысиного клана и поместил ее во враждебный крысиный клан. Когда ее вернули назад, у нее был чужой запах и сородичи мгновенно растерзали ее. Однако если крысу сначала поместить в клетку так, чтобы другие крысы до нее не могли дотянуться, а могли бы за несколько дней к ней принюхаться, то они бы потом ее не тронули. Это значит, что, попросту говоря, нам следует несколько дольше «принюхиваться» друг к другу” 

Мария Луиза Фон Франц “Феномены тени и зла в волшебных сказках”

 

 

Подобное психологическое узнавание НЕ ПОХОЖИХ на меня как минимум может помочь понять другого, даже если принятие не случится. Понимание открывает возможность к диалогу и толерантности в исконно правильном значении.

Желание человека сделать мир вокруг себя подобным себе, людей вокруг одинаковыми – очень сильная. Страх перед различиями, неизвестным и противоположным может порождать сильную ненависть и желание уничтожить. Заставить кого-то полюбить то, что ему не свойственно с использованием страха невозможно, даже джин из сказки не имел такой власти. То, что сейчас происходит и происходило неоднократно в истории – это качели, не прекращающие своё движение. Эти этнические, социальные, религиозные маятники приводили к ужасающим событиям в истории человечества. Возможно, подобные волны являются закономерностью социального развития, возможно поощрение этих маятников имеет экономическую основу, возможно человек не умеет делать выводы из исторических событий, возможно другого варианта нет, но хочется верить, что приглушение этих маятников может облегчить их последствия и уменьшить колоссальный ужасающий эффект их радикальных позиций. Для этого, на мой взгляд, психологическое, историческое информирование должно иметь государственный или даже всемирный масштаб. К сожалению, это не соответствует интересам отдельных личностей, классов и государств. Так, к примеру, даже во время войны в Украине между украинцами возникает непримиримая вражда. Вопрос о том, на каком языке говорить, кто правильный или неправильный украинец, кто первосортный или второсортный, как относиться к войне, к языку, героям, к Бандере или Ватутину продолжают существовать и набирают ещё большие обороты. Замечательное, на мой взгляд, интервью с Владимиром Шевченко, который с точки зрения этнопсихологии описывает процессы, происходящие в Украине  может быть отличным примером подобного психологического информирования. Понимание  отдельных этнических групп, населяющих Украину, отличающихся своим историческим мифом, героями, историей, языком и мировоззрением помогает понять различие без оценки и ранжирования. Любая радикальная позиция в том или ином вопросе неизбежно ведёт к обострению противоположной стороны, что  будет отвоевывать своё место под солнцем, подобно маятнику, который очень сильно качнулся в одну из сторон. То же самое происходит с другими острыми темами, которые возникают в обществе, будь то ЛГБТ, расизм, виктимность и прочее. 

 

Помимо страха перед новым или чужим, и запугивания для включения мимикрии, мы также имеем дело с личными и коллективными травмами. Как личная, так и коллективная травма стремится к отреагированию, боль и бессилие (при непринятии этих чувств) пробуждают ненависть и желание уничтожить объект, вызывающий эти самые чувства. Поэтому наступание на коллективную травму неизбежно может привести к её отреагированию путём агрессии или войны. Похожий механизм, но в масштабах социума, а не этнических групп, я привела в статье виктимблейминг, где указала как культура отмены может служить подобным отреагированием травмы. 

К сожалению или к счастью, мир разнообразен и сделать его однородным и одинаковым невозможно. Подавление, уничтожение и ненависть приведут к новым волнам насилия, конкуренция обострит и усугубит эти различия. В сотрудничестве можно найти выход. В этом контексте рекомендую ознакомиться с экспериментом “Летний лагерь” и книгой Эриха Фромма “Анатомия человеческой деструктивности”. 

 

 

Люди часто интересовались у доктора Юнга “Мы справимся с этим?”, имея в виду катаклизмы, происходящие в современном мире. И он всегда отвечал: “Если достаточно людей проделает свою внутреннюю работу”. Работа души – то единственное, что может спасти нас от любых катаклизмов.

Роберт Джонсон “Как овладеть своей тенью”