Фильм “V значит Вендетта” поднимает очень непростые этические, нравственные, религиозные и политические темы. Но я не буду затрагивать вышеперечисленные аспекты, а хочу поисследовать психологическую сторону происходящих в фильме событий.
Фильм на самом деле очень цепляющий, свидетельство тому высокий рейтинг и множество положительных отзывов. Что же нас так в нем привлекает и какие струны души он мастерски задевает?
На мой взгляд, этот фильм описывает различные аспекты феномена тени, или архетипа Тени, который является неотъемлемой частью любого общества в целом и отдельной личности в частности.
Тень – это часть нашей личности, которая не приемлется сознанием и поэтому вынуждена скрываться в бессознательном, изредка давая о себе знать. Любое наше качество имеет два полюса, и если мы выбираем проявлять только один из полюсов, то второй незамедлительно пополняет ряды теневой стороны личности. При этом тень может хранить в себе и положительные черты и стремления, которые не находят своего выражения в жизни человека. Там же может быть запечатана и наша творческая энергия.
Юнг говорил, что тень в терапии может проявляться в трех аспектах:
*как все бессознательное,
*как личность того же пола с клиентом,
*как личность противоположность пола, олицетворявшую Анимус или Аниму (мужское в женщине и женское в мужчине).
Фильм я рассмотрю с двух позиций: как историю развития личности на примере Иви и обретения ее теневой стороны, и как историю антиутопического британского общества, которое познакомилось со своей коллективной тенью.
Вендетта как индивидуальная Тень
Итак, мы переносится в Британию, где представлена альтернативная история, когда к власти пришли нацисты. Строгий режим, активная пропаганда и отсутствия свободы слова и самовыражения. Здесь правит жесткий порядок, который возглавляет канцлер Сатлер.
Иви молодая девушка, которая живет жизнью тихой мышки, по принципу “не высовывайся”. Иви лишилась родителей в 12 лет, когда их арестовал существующий ныне режим за активное противодействие власти. При этом девочку отдали на 5 лет на перевоспитание. Иви живет в постоянном страхе, одна, у нее нет подруг и партнера. «Я бы хотела перестать бояться, но не выходит»
Девушка мечтала быть актрисой, но после смерти матери эта мечта осталась нереализованной.
Если использовать распространённое мистическое представление о том, что каждая наша встреча неслучайна, то можно предположить, что Вендетта должен был помочь Иви измениться, решить те внутренние задачи, которые она длительное время не могла решить самостоятельно. Очевидно в тот момент, когда она потеряла своих родителей, учитывая обстоятельства ареста и прихода к власти канцлера, у Иви страх, ограничение в самовыражении и свободе быть несогласной укоренились в сознании, а смелость, стремление к самоактуализации и решительность в проявлении недовольства ушли в Тень, а поскольку эти качества очень созвучны с мужской частью личности Иви, тогда можно предположить, что Вендетта воплотил в себе ее Тень-Анимус. Где мы можем найти подтверждение этой гипотезы.
1. Встреча. Иви встречает Вендетту именно тогда, когда ситуация довела ее страх до максимально критической точки, где ей реально угрожало физическое насилие. Его появление вроде показывает Иви, что есть иная сторона, в которой можно быть смелым, естественным и контролирующим ситуацию. Можно не бояться сказать «нет» и дать агрессивный отпор. То есть Вендетта показывает абсолютно противоположную сторону, намекая на теневую часть самой Иви.
2. Имя. «Меня зовут Иви. Иви, И…В….И – ну да, конечно». Возможно здесь есть намек на то, что Вендетта является ее внутренней сущностью, которую она смягчила, окружив свою личность ореалом мягкости и податливости, смягчила подобно буквам «и», которые смягчают согласные буквы.
3. Мечта. Иви мечтала быть актрисой, при этом Вендетта очень театрален и проигрывает с ней постоянно сцены из Шекспировских пьес, декламирует стихи и отвешивает театральные поклоны.
«Скрой свое лицо и будь моей опорой, личина мне нужна пригодная для достижения цели»
Маска часто символизирует Персону, театральная маска – это то, что мы одеваем, когда выходим в социум и отыгрываем там свои роли. Но если взять, например, истории о супергероях, то там маска помогает им проявить их сущность, которая в повседневной жизни находиться в тени, маска помогает выйти из тени и предъявить себя миру подлинным, хоть и со скрытым лицом. Так же маска – это отличная почва для проекций, которые легко впоследствии лягут на Вендетту и со стороны Иви, и со стороны общества.
Итак, какие же задачи предстоит решить Иви:
*вернуть себе утраченную важную часть личности;
*вернуться на путь индивидуации, путь к своей подлинности;
*позволить себе быть несогласной.
Иви невольно становиться соучастницей преступления против существующей власти, что приводит ее в подвал, где обитает Вендетта. Достаточно распространенный символ спуска под землю – это вход в свое бессознательное. То что Иви втянута в эти события, но все еще противиться Вендетте и его деятельности показывает, как наши сознание цепляется за старые установки противясь изменениям. Для сознания Тень всегда олицетворение зла, порока и недопустимых желаний, поэтому сознание уверенно что она не может принести Эго пользы. Тут важно заметить, что Вендетту нельзя рассматривать как олицетворение Тени во всеобъемлющем смысле этого явления, поскольку оно многогранно и несет в себе также деструктивные порывы и инстинктивные необузданные стремления. Но мы лишь рассматриваем ту часть Тени, которая на данный момент была актуальна для Иви и общества настолько, что прорвалась через защиты Эго в образе Вендетты.
Тень Иви помещает ее в темницу, в которой ранее сидела сама Тень. То есть Эго-сознание должно сдаться перед грядущими трансформациями. Вендетта предает Иви испытаниям, что призваны помочь сломить мощные защитные механизмы, сформированные детской травмой утраты родителей и перевоспитанием. Эти испытания помогут явить миру и самой Иви ее подлинную внутреннюю сущность, которая была в заточении много лет. Иви получает в камере письма от Валери, которая как может показаться вначале сидит в соседней камере. И здесь роль Валери – это показать Иви смелость в самопредъявлении даже в ситуации, когда тебя не принимают. Показать именно то, что Иви очень не хватает.
Когда защиты разрушены и Эго не противиться умиранию, это символический момент показывает рождение новой личности, Иви, которая свободна быть несогласной, Иви, которая больше не боиться.
«Ты готова нам помочь?» «Нет». Ее стрижка как символ перерождения личности, а также намек на маскулинность, то есть обретение мужских энергий – решимости, смелости, целеустремленности, упорядоченности.
Когда задача Тени выполнена, интеграция завершена, тогда этот аспект Тени умирает, в нем она больше не нуждается.
Что же в итоге: Иви сыграла главную роль в величайшем представлении Британии как бы символично исполнив свою мечту о театральной сцене.
Вендетта как групповая Тень
Британское общество погрязло в тревоге и страхе, подозрениях и проекциях, поэтому нуждалось в канцлере, который принесет порядок. Он воплотил их надежды и убрал тревогу всеобъемлющим контролем. При этом общество спроецировало свою Тень на всех, кто отличался от них, на другие народы и культуры, наделив их всевозможными негативными чертами, поддерживая свое величие, но при этом не заглядывая в свой подвал.
Но спустя годы, контроль и порядок жесткого режима привел к формированию нового аспекта Тени, который нес в себе смелость, решительность сказать “нет” и свободу быть несогласным. И эта теневая часть воплотившись в Вендетту обратилась к народу с призывом проснуться и измениться. На это ушел год, в котором постепенно начали возрастать массовые волнения и несогласие.
Тень убивает своих творцов, которые воплотили в себя всевозможные пороки, присущие темной стороне личности, сделав тень общества более светлой и положительной. «Они сами создали меня. Есть закон согласно которому любое действие вызывает равное по силе противодействие»
Смотря на маску Вендетты его создатели показывали свои истинные лица, которые они раннее прятали под собственной социальножелаемой маской. Трусливость, ничтожность, развратность и жестокость. Уничтожив своих создателей, Тень должна умереть, ей больше некого оттенять.
Люди выходят на улицы тем самым проявляя смелость, решительность и свою свободу быть несогласными. Нынешняя их Тень уже более светлая чем была раннее, когда они помогли стать канцлеру к власти. Теперь их задача интегрировать решительность в свободе самовыражения и разрушить тот жесткий порядок, в который они нуждались раньше. И взрыв парламента как катарсическое освобождение накопленной энергии Тени, которая прорывается в коллективное сознание общества, и это очень сильный момент, который на мой взгляд является бриллиантом этого фильма. Здесь мне важно уточнить, что я рассматриваю этот эпизод всего лишь как символ, а не реальный террористический акт, который конечно же не поддерживаю.
“Он Эдмон Дантес, а еще мой отец и мой мать, он мой друг, он это я и вы, он это мы все” – эти слова Иви подтверждают символику тени и то, что она является важным спутником каждого из нас.
Но при этом сцена на площади символизирует и огромную опасность. Поскольку в общество с этим взрывом и нарушением порядка входят силы хаоса и на этом моменте как раз отлично можно проследить, что задача Вендетты была всего лишь разрушить крепость, в которой все были в заточении и освободить энергию для осознания и роста, но на большее его план не распространялся. В чем его собственно и обвиняют комментаторы в критических замечаниях к фильму, но здесь и правда все достаточно логично. Поскольку Тени важно, чтобы ее услышали и энергии дали возможность течь, но что делать с хаосом, который придет на смену жесткому порядку – это задача Эго, нашего осознанного Я. Поэтому столь привлекательная сцена становиться и началом самой опасной ситуации, где осознанность и совладения с новым полученным ресурсом являются для общества первостепенной задачей.
Юнг в своих трудах отмечал, что на его взгляд отличным решением для того, чтобы избегать проекции собственной групповой тени на другие народы, с которыми потом приходиться воевать, это демократический строй, где каждый воюет с собственной тенью и каждый занят собственными интегративными процессами.
Люди часто интересовались у доктора Юнга “Мы справимся с этим?”, имея в виду катаклизмы, происходящие в современном мире. И он всегда отвечал: “Если достаточно людей проделает свою внутреннюю работу”. Работа души – то единственное, что может спасти нас от любых катаклизмов.
Роберт Джонсон “Как овладеть своей тенью”
Посмотреть видео – Фильм “V значит Вендетта”. Психологический обзор/Подружиться с Тенью