ВИКТИМНОСТЬ И ВИКТИМБЛЕЙМИНГ (ПОЧЕМУ МЫ ОБВИНЯЕМ ЖЕРТВ?)

Больше интересного контента в Телеграм-канале “И внутри тебе станет легко”

Поскольку меня периодически обвиняют в виктимблейминге, а мне прям очень подобный наезд не нравится – в этой статье я хочу расставить все точки на ”і”. Мне важно погрузиться в понятие и проанализировать: какие причины способствуют обвинению жертвы в совершении над ней преступления, точно ли нужно отменять понятие виктимности и почему в этом месте всегда столько агрессии. Давайте разбираться.

В тексте я буду периодически опираться на фильмы (смело рекомендую к просмотру в рамках темы), которые помогут подкреплять мои размышления примерами и в итоге, надеюсь, способствуют построению полноценной картины:

– это сериал «Уборщица», рассказывающий о скитаниях матери-одиночки, подвергавшейся домашнему насилию;

– фильм «Малена»,  разбор которого уже есть у меня на канале и в частности в отзывах к которому меня обвиняли в виктимблейминге, 

– и фильм «Девушка, подающая надежды», который впечатлил меня свежестью сюжета, остротой поднятой в нем темы и идеалистичностью происходящего. 

Конечно же, даже замахиваясь на всесторонность исследования темы, я осознаю существование собственных  слепых зон восприятия, поэтому приглашаю в дополнить или обсудить то, что здесь будет проговорено.

Почему понятие виктимности важно и нужно

Виктимность  – это склонность становится жертвой преступления.

Меня пугают некоторые современные тенденции, которые пытаются пошатнуть или отвергнуть понятие виктимности, поскольку я искренне считаю это важным психологическим аспектом. В частности мне важно разграничить желание обвинить жертву (виктимблейминг, о нем мы поговорим чуть позже) и саму виктимность, которая не призвана сделать жертву виноватой, а исследовать и профилактировать само появление этой жертвы. 

Год назад я написала статью на эту тему, хочу привести отрывок из нее:

Мне кажется, очень важно не только дать место понятию виктимности, но и всячески психологически просвещать общество в этом вопросе. Ведь важнее не то, кто громче крикнет, что жертва не виновата, а то, чтобы эта жертва не появилась! 

Мы все имеем право махать перед быком красной тряпкой. И конечно же, в итоге бык будет виноват, что от нас останется лужа. Только не лучше было бы нам сразу показать, что мы по какой-то причине откровенно нарываемся и к чему это может привести. И в итоге обойтись без луж.

Мне кажется, понятие виктимности создано не для того, чтобы обвинить жертву в совершенном над ней преступлении, а как отличная превентивная мера для того, чтобы этой жертвой не стать, или же не стать ею повторно. Ведь если человек влипает в похожие ситуации из раза в раз, в которых он выступает потерпевшим, отлично было бы поисследовать, что в его поведении и мироощущении такого, что может эти ситуации притягивать. На мой взгляд, очень важно разделить эмоциональную реакцию «на недопустимость мысли о вине жертвы в совершенном над ней преступлении» и рациональную идею о том, что расширяя осознанность и прививая ответственность за свои действия, у человека появляется возможность менять вокруг себя реальность, дабы больше не выступать в роли жертвы. Ни что касается (не дай Бог) преступления, ни что касается межличностных отношений, ни что касается прочих жизненных ситуаций.

Жертва не виновата, но все же…(немного о виктимности)

Я прекрасно понимаю, почему виктимность как таковая может вызывать жаркие споры и бурные эмоции. Попытаюсь объяснить это явление на примере моего недавнего разбора, который отлично под тему виктимности подходит. В видео «Малена» я рассказала какие причины могли послужить такому жестокому обращению жителей города по отношению к Малене. В комментариях меня обвиняли в виктимблейминге и буллинге. Я не буду отказываться от своих слов, поскольку глубоко убеждена, что разбор приближен к психологической реальности героини. Но при этом я прекрасно слышу тех, кто писал осуждающие комментарии. В основном эти комментарии были от тех, кто сам подвергся похожей травле и глубоко сопереживал Малене. Если человек переживает подобный опыт, у него копиться целый ворох эмоций и переживаний, начиная от боли, обиды и заканчивая бессилием и горем. Человеку пребывающему в таких переживаниях, услышать о собственных действиях, приведших к данной ситуации больно, неприятно и главное – неуместно.

В гештальт- терапии есть два принципа работы с клиентом, на которых строится весь терапевтический процесс – это поддержка и фрустрация. Когда клиент приходит к терапевту из позиции жертвы (если берем треугольник Карпмана: Жертва – Спасатель – Тиран), то первым делом терапевт дает ему поддержку, для того чтобы взрастить внутреннюю устойчивость клиента и помочь ему покинуть это злополучное место в треугольнике. Затем мы переходим к фрустрации – как возможности вернуть клиенту ответственность за свою жизнь и поступки.

((Важно отметить, что фрустрируя такого клиента сразу – можно банально попасть в позицию тирана и начать винить «жертву» на ряду со всем ее окружением. То есть усугубить ситуацию. Поэтому очень важна поддержка, чтобы фрустрацию и ответственность клиент смог вынести)).

Жертва не виновата, но все же…(немного о виктимности)

Первое, что важно в ситуации сложных переживаний жертвы – это отреагировать эти переживания, получить поддержку и разместиться горестным опытом рядом с другим человеком, переварить и принять произошедшее. И только после того, как все эти действия проделаны, можно говорить об исследовании характера человека: что приводит его к подобным ситуациям (если у них есть закономерность!!), исследовать и осознавать. Но только после глобального первого этапа. Что конечно же не делают многие комментаторы в сети, которые сразу беспардонно переходят к шагу номер два: сразу советуя, обвиняя и интерпретируя, или, 

даже не утруждая  себя размышлениями, просто выливают свою злость и презрение. Здесь в принципе нечего сомневаться в том, что подобные выпады на жертву преступления могут делать только хуже и превращаться в буллинг и преследование не того. 

В терапии интерпретация считается выпадом в сторону клиента, к которой последний должен быть готов, терапевт смотрит справиться ли клиент с этой интервенцией или нет, сможет ли принять, прожевать и выплюнуть лишнее, или полностью парировать, если она не подходит. Непрошенная интерпретация – это всегда нападение, (хуже чем непрошенный совет), своеобразный психологический удар, который, не все могут парировать, находясь в сложных переживаниях.

Так что возвращаясь к понятию виктимности и разбору фильма Малена, вся та информация, что сказана в разборе может быть полезна человеку, который прожил буллинг, только при соблюдении двух условий: человек переварил ситуацию и чувства, которые он по отношению к ней испытывал, получил достаточно поддержки, чтобы выйти из тяжелого состояния, и второе – подобные интерпретации он запрашивает для собственного развития или интереса. В других случаях мой разбор легко можно превратить в виктимблейминг. 

Виктимность может быть обусловлена:

– насилием в родительской семье, 

– подавлением собственной агрессии, которая отреагируется окружающими на самого человека, 

– пассивной агрессией к другим, которая не осознается 

– неосознанным самонаказанием и самоповреждающимся поведением

– нарушением чувства безопасности и пр. 

 

Крупнейшее НДО-исследование (неблагоприятный детский опыт) показало, что женщин, столкнувшихся в детстве с насилием и пренебрежительным отношением, в девять раз чаще насиловали во взрослой жизни. Женщины, чьих матерей в детстве на их глазах избивал партнер, значительно чаще сами становились жертвами домашнего насилия.

Бессел Ван дер Колк “Тело помнит все”

Итак, с понятием виктимности и сложности его восприятия немного разобрались, давайте обсудим виктимблейминг. Виктимблейминг как я упоминала выше – это обвинение жертвы в совершенном против нее преступлении. Примером жесткого виктимблейминга может послужить фильм «Девушка, подающая надежды». Изнасилованную девушку не приняли всерьез и обесценили, а виноватый парень продолжил жить своей обычной жизнью. Обвинение жертвы – это достаточно распространенное явление, я сама порой ловлю себя на мысли о том, что могу злиться на жертву в фильме. Меня очень заинтересовала эта тема и мне захотелось исследовать причины виктимблейминга.

Причины виктимблейминга

Справедливый мир 

В источниках, которые я читала по теме виктимблейминга везде встречалась идея справедливого “христианского” мира, вроде каждая жертва  заслужила то, что с ней произошло в искупление своих грехов. Что даешь то и получаешь. Даже эксперименты, связанные с этой темой подтверждают это.

Психологи Лернер и Симмонс продемонстрировали на классическом тесте все, что вам нужно знать о виктимблейминге. Двум группам участников показывали видео, в котором человеку задавали вопросы и за неправильные ответы больно били током (конечно, это был актер и никто не пострадал). Обеим группам было жалко человека. Потом задание усложнили. Одной группе разрешили компенсировать страдания жертвы, голосуя за отмену наказания током за ошибки и вознаграждение деньгами за правильные ответы. Таким образом им дали возможность восстановить справедливость и сделать мир снова добрым. Второй группе участников такого не предложили. Им сказали просто сидеть и наблюдать за тем, как человека наказывают за ошибки. В конце у всех участников попросили высказать мнение о жертве. Те, которым был дан шанс восстановить справедливость, видели жертву как хорошего человека. Те, кто просто наблюдал за страданиями, сказали, что человек был сам в этих страданиях виноват.

То есть, если мы можем восстановить справедливость, если имеем влияние на ситуацию, мы действуем, и таким образом защищаем нашу веру в справедливый мир и начинаем думать, что жертва — хороший человек. Если возможности вступиться нет… мы опять-таки защищаем нашу веру в справедливый мир, только для этого нам нужно очернить жертву.

Сама дура виновата: Почему мы обвиняем жертв?

Но мне кажется, что причины виктимблейминга обширнее, чем просто идея справедливого мира. Дальше привожу перечень своих размышлений в данной теме. 

Злость на жертву, как компенсация ее собственной злости

Жертва не злиться на обидчика, а разворачивает злость на себя и впадает в стыд  и вину. Окружающие реагируют на непрожитую злость жертвы в поле. 

«А что ты сделала, чтобы он тебя не бил?». 

Окружением считывается отсутствие агрессии и компенсируется злостью на саму жертву за отсутствие злости. 

Многие пережившие травму люди постоянно слишком бдительны, чтобы наслаждаться обычными жизненными удовольствиями, в то время как другие чересчур отрешенные, чтобы воспринимать происходящее – или реагировать на признаки реальной опасности. Когда дымовой датчик мозга выходит из строя, люди больше не бегут, когда им нужно спасаться бегством, и не дерутся, когда им нужно давать отпор. 

Какова бы ни была их реакция, люди зачастую не могут объяснить причину своего расстройства. Эта потерянная связь со своим телом способствует отсутствию у них самозащиты, которая была продемонстрирована многими исследователями, а также тому, что они зачастую повторно становятся жертвами насилия.

Бессел Ван дер Колк “Тело помнит все”

Идентификация с преступником

Это похоже на механизм, который работает в деструктивных семьях. Если ребенок в семье наблюдает насилие, он может себя идентифицировать как с жертвой, так и с насильником. Второй вариант ограждает от сложных болезненных переживаний и дает силу. Если человек, услышавший новость о жертве преступления, идентифицирует себя с жертвой, то это означает сочувствие, сопереживание и болезненность. Если же идентифицировать себя с силой, то преступник не должен быть плохим и ненормальным, а скорее сам пострадавший от глупости и неправильного поведения жертвы. Например такое объяснение: мужчина бил женщину, потому что она достала его. Мы можем понимать преступника на собственном опыте, когда хотели кого-то ударить, но не могли.  

Виктимность становится важнее преступления

Об этом я уже сказала ранее, когда приводила пример комментаторов: жертве приписывают ответственность, пропуская этап поддержки и сочувствия. При этом, вполне возможно, что виктимность как таковая могла и не присутствовать в случившемся. 

  • Злость на жертву за непонимание ее поступка, игнорирование индивидуальных различий между людьми. Приписывание жертве части ответственности имела бы место, если бы она осознавала это. 
  • Злость на жертву за беспечность, наивность, неосторожность, провокативность, при собственной повышенной тревожности и сильном страхе мира. 
  • Злость на жертву как способ отстраниться и не сопереживать, ведь в этом очень сильные эмоции. А там прячется неимоверный страх отсутствия контроля над миром и своей жизнью. 
  • Злость на глупость поступка жертвы – это возможность почувствовать превосходство. Способ вернуть контроль над жизнью и чувство безопасности.  

Теневая женственность и стереотипы

Примеры лживых историй, хайп на судах со звездами формирует стереотип некоторой нечестной женщины, которая обманом хочет получить славу и деньги. 

Примеры психологического насилия женщин над мужчинами также вносят свою лепту. Плюс важно понимать, что мужчины зачастую сложнее справляются с эмоциями, чем женщины. 

Мазохистические личности, которым сложно сопереживать

Вопреки всеобщему заблуждению, мазохистические личности не получают удовольствия от страдания, для них страдание – это единственный способ получить любовь. Но человек систематически заваливающийся в страдание и не решающий своих трудностей или избегая их решений в конечном итоге может вызывать раздражение и агрессию. 

Обратная сторона виктимблейминга –

поиск насильника для мести

Достаточно резонансный случай с Джонни Деппом и Эмбер Херд – это пример обратной стороны медали, где изначальная травля Джонни Деппа была способом поиска преступника для отреагирования своих сложных травматических чувств, реализация безопасной мести или воплощение паранойи.  

Иван Абрамов – еще один пример подобного поиска насильника, где внутренний контекст семьи игнорируется полностью, а люди попадая в собственные травмы и переживания, ищут козла отпущения для отреагирования. 

Итог

Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного: 

  • Всегда важно смотреть контекст происходящего и разбираться в деталях, а не реагировать стереотипно. Тогда можно понять степень ответственности каждого и более глубокие причины поведения, если конечно виктимность имела место.
  • Жертва никогда не кайфует от своего состояния (разве что в патологических случаях), даже когда повела себя беспечно или не действовала вовремя – это значит она по какой то причине не могла. В этом случае могут иметь место разнообразные психологические причины, неосознанные механизмы и прочее. Даже если нам кажется, что мы точно поступили бы иначе, это помогает разделить себя и другого, а не сходу его атаковать.
  • Интернет даёт множество возможностей, в том числе для буллинга. Сейчас буллинг как мы выяснили, имеет две стороны: как травить жертву своей ненавистью, так и придумывать агрессора и травить и отменять его. Каждый сражается со своими ветряными мельницами, жаль при этом страдают живые люди со своими живыми историями. 
  • Психологическое информирование, на мой взгляд, лучшая профилактика и превентивная мера в этом вопросе. Я, только посмотрев сериал “Уборщица”, узнала, что женщины, поддающиеся насилию дома, могут до 7 раз уходить и возвращаться. Это говорит об особой психологии этих жертв, особом состоянии, при котором невероятно сложно разорвать порочный круг деструктивных отношений. Но вместо того, чтобы начинать новую травлю за невежество –  можно объяснять и рассказывать. Быть жертвой своих заблуждений – это нормально, жизненно, плохо в этих заблуждениях застревать и противиться – но это уже совсем другая тема.

Этой статьей мне важно донести идею о том, что в любой непонятной и сложной ситуации важно оставаться здравомыслящим человеком. Поэтому культура отмены для меня сейчас – это не справедливый общественный суд, а всего лишь место размещения собственных травм.