Почему мужчине, с выраженным материнским комплексом, должна на пути инициации обязательно встретиться откровенная стерва, которая им пользуется? Я уверена вы встречали подобное в фильмах и точно можете назвать примеры. Зачастую такие моменты в кино сложно переживаются, поскольку очень сильно раздражают. Смотреть как женщина издевается над влюблённым по уши в неё мужчиной иногда просто не хватает выдержки. Конечно же, мужчине сопереживаешь, женщину начинаешь ненавидеть (ну если конечно нет сильной обиды на мужчин). А если предположить, что это необходимо, что это лечение горькой таблеткой для того, чтобы юноше стать мужчиной. При чем, что самое интересное, порой эта стерва может быть абсолютно иной в отношениях с другим мужчиной. Что же происходит?
Возьмём для примера фильм «Звездная пыль», где очень ярко показан путь инициации героя и издевательства стервы на его пути.
Тристан изначально отправляется в путь по двум причинам: чтобы найти звезду для подарка капризной Виктории, и чтоб найти мать. В поисках доброй матери и возможности завоевать наконец любовь возлюбленной, Тристан проходит испытания и становится инициированным мужчиной, символически проходит коронацию, из принца становится королем.
Вообще фильм «Звездная пыль» я считаю прекрасной и яркой иллюстрацией мужской инициации, с присутствующими всеми аспектами личностного роста мужчины – пожирающая мать, охотящаяся на сердца потенциальных невест, которая так же проглотит сердце мужской анимы, чтобы превратиться в неё, стерва, которая подчеркивает отсутствие у мужчины внутреннего стержня и крутит его по своему желанию и капризам, наставник или учитель, что поможет преобразиться и прикоснуться к истинной маскулинности и женщина-партнёр, которую может увидеть и полюбить мужчина только тогда, когда освободиться от влияния материнского комплекса, когда сможет назвать стерву – капризный ребёнком и поставить границу. Примечательно, что часто женщина партнёр находиться долгие годы у мужчины под носом, но его затуманенный взор мешает это увидеть. Как будто женщина-стерва цепляет его за какой-то невидимый крючок (очевидно неинтегрированную зрелую мужественность и в связи с этим чрезмерную уступчивость женственности) и натягивает его как резину до самого предела, до того момента, когда он либо лопнет, порвётся и навсегда останется пластилином в женских руках, либо же пока он не деформирует этот крючок, претерпев внутренние изменения, и соскочит с него раз и навсегда. Такой мужчина впредь сможет различить женщину-партнера от женщины-стервы, или же сможет вовремя ставить четкую границу в отношениях, чтобы его избранница не отыгрывала безнаказанно свою тень на нем, чтоб не превращалась в женщину-стерву.
И тут думаю мужчины зададутся вопросом, а как сделать этот переход? Как не позволить натянуть себя до предела, и главное почувствовать заранее этот предел. А ещё лучше почувствовать, где любовь, а где использование меня как ресурса и глубокая френдзона бесконечного потребительства.
Переходным этапом для Тристана было пребывание на летающем корабле пиратов и, пожалуй, я сосредоточусь на этом моменте в своём анализе, хотя фильм изобилует интересными символами и метафорами. Моя любимая: «Мама! О прости я не хотел…»- я тебе не мама отцепись от меня. Как в точку о проекциях и переносах мужчин на свою будущую женщину. Вернёмся на корабль.
Капитан Шекспир имеет два лица – мужественность и агрессивность, и чувствительность-женственность. На мой взгляд, это просто невероятно точное и красивое изображение внутреннего мира мужчины, который разделён со своей внутренней женственностью. В книге Холлиса «Под тенью Сатурна» мы встречаем детальное описание внутреннего мира мужчины, Холлис указывает, что к современному мужчине предъявляются жесткие требования, поэтому он должен прятать свою чувствительность и уязвимость подальше, отрекаться от неё, мужчина вытесняет это глубоко и стыдиться показать даже себе эту уязвимость. Всю жизнь боясь признаться в существовании своей внутренней женственности. Отсюда и жесткая гомофобия, к слову.
Тогда образ капитана показывает как снаружи он следует социальным установкам, но внутри все же соприкасается со своей феминной частью. Для капитана момент интеграции проходит, когда его видит команда в символическом женском платье. И он в своём наряде выкрикивает мужское «Ееее».
На корабле Тристан обучается у Шекспира не только фехтованию – взращивает в себе воина и героя, но учится соприкасаться со своей внутренней женственностью, но не прогибаться ей. Это знание и наставничество капитана помогают Тристану преодолеть трепет и страх перед женственностью, обрести внутреннюю целостность и стержень самоуважения.
Тристан получает знак силы в образе молнии и подсказку от наставника: где истинная любовь.
Показательно как меняется отношение Ивейн к Тристану, от первоначального раздражения, пренебрежения и насмешек (отчасти напоминающих поведение Виктории) до искренней преданности и любви. Это отличная иллюстрация того, как меняется отношение женщины в зависимости от внутреннего состояния мужчины.
Ещё один важный момент: как добрая мать не удерживает, а отпускает сына поощряя его самостоятельность, поддерживая в подвиге и подталкивая во взрослый мир! Мне кажется это правильный и невероятно сложный шаг для матери, поистине героический, но при этом чертовски важный для развития сына.
Звездная пыль отличная сказка об инициации юноши, оставлю множество деталей без внимания, предоставлю вам возможность самим их отыскать.
Спасибо за внимание! Всем удачи в самопознании!
Видео “Звездная пыль. Роль женщины-стервы в мужской инициации“